До 1920 года Новороссийск был губернским городом и имел достаточное количество церквей разных конфессий. В годы Гражданской войны, когда Грузия объявила свою независимость от России, в губернии была создана Черноморская Епархия с центром в Новороссийске. Епархия имела свой угловой штамп и печать, исполнительный орган Церковного совета из граждан. Но о деятельности Епархии в советский период не удалось найти каких-либо сведений. Известно, что в 1931 г. Черноморским архиепископом был владыка Александр [1].
В 1923 году в городе действовали православные Николаевский собор и церкви: Успенская, Вознесенская, Троице-Скорбященская, Покровская, Преображенская, Петропавловская и Ольгинский монастырь, не считая тех церквей, которые были в окрестных станицах и поселках. Кроме того, работали Протестантская кирха, Армяно-Григорианская церковь и синагога [2].
Официально были также зарегистрированы исполкомом: Преображенская церковь на Мефодиевском кладбище, занимавшая жилой дом, церковный совет которой считал себя учредителем Обновленческой религиозной общины; община Евангелистских христиан, Община Евангельских христиан Баптистов, Община Евангелистов-адвентистов (субботников), секты караимов и меннонитов [3].
В 1923 г. в Новороссийске начались закрытия церквей. На 1 января 1938 г. в городе действовали только Троице-Скорбященская, Успенская и Преображенская церкви, костёл, община евангелистских христиан и группа верующих евреев. А к 10 апреля 1940 года остались Преображенская церковь и община евангельских христиан. Для того, что бы закрыть Троице-Скорбященскую церковь было инициировано дело «О контрреволюционной деятельности «церковников», объединённых вокруг православной общине при Троице-Скорбященском соборе» [4].
В апреле 1940 г. прекратила свое существование община Евангельских христиан [5]. К 22 июня 1941 года в Новороссийске официально действующих церквей и религиозных объединений уже не было. Такая политика властей вызывала внутреннее сопротивление верующих. Они собирались «подпольно» за перевалом у источника Святая ручка. «На каждом из этих нелегальных собраний присутствовало свыше 200 человек, занимались, якобы, беседами о боге и Христе и песнопениями». Приходили в город странствующие монахи. Один из них, иеромонах Аксинин Иван Васильевич проповедовал, что советская власть не от Бога и всё, что сейчас делается в стране ложь и обман [6]. Другой – иеромонах Пармеон Коломийченко с тремя монахинями, неоднократно судимый и находившийся в ссылке, имевший большой авторитет среди верующих как мученик, пострадавший за веру, проповедовал, что приближается время, когда община заживет как раньше, так как с советской властью предвидятся какие-то изменения [7].
Казалось, что такие проповеди должны были сказаться массовыми выступлениями против советской власти в Новороссийске в годы Великой Отечественной войны, но такого не произошло. Все верующие работали на Победу наравне с неверующими [8].
Большую роль в этом сыграло послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского: «…Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она его и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…» [9].
Летом 1942 года война пришла в Краснодарский край. 28 июля немецко-фашистские войска заняли Полтавченский и Алексеевский сельсоветы Кущевского района, 12 августа был оставлен Краснодар [10]. 17 августа фашисты заняли станицу Абинскую. Началась героическая оборона Новороссийска. К 12 сентября фашисты были остановлены на юго-восточной окраине Новороссийска, в районе цемзавода «Октябрь». К этому времени была закончена эвакуация войск через Цемесскую бухту из центральной части города [11].
В исследованных документах и литературных источниках не отмечается, что бы в городских боях здания церквей Новороссийска использовались какой-либо из сторон как огневая точка или наблюдательный пункт [12]. Это может говорить только о том, что советское командование не предполагало, что на улицах города будут вестись бои, надеясь задержать врага на оборонительных рубежах, построенных на окружающих город горах.
На оккупированной территории фашисты стали открывать церкви. В Краснодаре, как «религиозном центре Кубанской области», при городской управе была создана канцелярия по церковным делам, развившая активную деятельность. По её инициативе печатались религиозная литература, восстанавливались храмы. Оккупационные власти запрещали работать в дни церковных праздников, а за соблюдение церковных обрядов предоставляли отдельные льготы и привилегии. В календарях для жителей края на 1943 г., наряду с немецкими, выделялись православные церковные праздники. Подготовленные должным образом «служители культа» должны были вести в них антисоветскую пропаганду, восхвалять «освободителей» и даже вести сбор средств в фонд немецкой армии [13].
Были открыты Троице-Скорбященская и Успенская церкви в Новороссийске. Пока не обнаружено документов, почему немцы не открыли кирху, которая была построена именно немцами, дореволюционными владельцами цементного завода «Пролетарий». Такое объяснение, как близость фронта, где-то около полутора километров от передовой, мне кажется не убедительным. Более правдоподобно, что это связано с государственной политикой Германии тех лет, руководители которой не питали особой любви к христианской религии.
Троице-Скорбященский храм находился чуть дальше от кирхи, в трех километрах от линии фронта. Успенский храм в семи километрах от линии фронта, если идти по берегу. Но если по прямой – то километрах в пяти. Оба храма были в пределах досягаемости огня советской полковой артиллерии, тем более – морской крупнокалиберной. И оба представляли отличные ориентиры, так как были сложены из тесаного песчаника – камня-дикаря и имели своеобразный цвет стен – светло-серый, издали казавшейся белым. Почти на три десятка метров возвышался крест на колокольне Троице-Скорбященского храма. Обе церкви были хорошо видны не только из любой точки города, но и с моря. Они оказались одними из немногих, действующими православными храмами в прифронтовой полосе [14].
Убранство церквей приносили сами прихожане. Борис Сергель вспоминал, что уб¬ранство церкви Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) в Новороссийске было скромным: «В алтаре стоял домашний стол, накрытый простой белой скатертью с распятием. У икон теплились разноцветные лампады, а сами иконы укрыты светлыми рушниками, тщательно выстиранными и отглаженными. Уже потом появились шитые зо¬лотом скатерти, дорожки, ковры и коврики – все это достали из заветных сундуков и отдали в дар церкви простые прихожане, в пер¬вую очередь пожилые женщины. Это они скоблили, отмывали сте¬ны, полы, что-то шили, раскладывали и развешивали» [15].
Описание убранства Троице-Скорбященской церкви не сохранилось. Его тоже восстанавливали прихожане, принося свои вещи из дома. В церквах велись службы, из-за введения в городе комендантского часа, только в утренние и дневные часы. На них приходило много народа. Около церквей всегда дежурили вооружённые немецкие солдаты, но внутрь во время службы они не заходили.
В ноябре оккупанты разделили город на две части: северную и южную, граница проходила по реке Цемес и линии железной дороги. Каждую часть поделили на отделения и провели регистрацию населения по специальным спискам. Проход из одной части города в другую мирному населению запрещался. Выход из города тоже запрещался [16].Так, за каждой церковью был «закреплён» свой приход. Этим «воспользовались» подпольщики и стали использовать церкви как явку. Да и сами священники, вели себя «нейтрально», стараясь не вызывать раздражение ни оккупационных властей, ни подпольщиков. К сожалению, история подпольной борьбы в оккупированном Новороссийске до сих пор не освещена, кроме работы группы Островерхова. В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года на южной окраине Новороссийска был высажен десант под командованием Ц.Л. Куникова. Захваченный им плацдарм получил название «Малая Земля». Первоначально, фашисты не придали ему должного внимания и пытались ликвидировать малыми силами. Но в апреле для его уничтожения вынуждены были выделить 5-й армейский корпус с 4-м Воздушным флотом. Операция началась 17 апреля, но уже к 22 апреля стало ясно, что наступление провалилось [17].
И тогда фашисты решили отыграться на жителях Новороссийска. В тот год Пасха приходилось на 25 апреля. Новороссийцы готовились к этому празднику с особой торжественностью. Казалось, что освобождение города вот-вот произойдёт. Из остатков муки пекли пасхальные куличи, яиц не было, всех кур еще по осени перебили фашисты. Из-за комендантского часа освещение куличей произвели накануне, а Всенощную пасхальную службу – утром 25 апреля, по окончании комендантского часа. Сохранился текст проповеди на Пасху 1943 года священника Троице-Скорбященской церкви:
«… Ибо сказано в Писании: не возжелай имения ближнего своего, не ввергай себя в пучину греховных вожделений и отврати очи своя от соблазна лукавого. Миряне! Внемлите слову Всевышнего: семя Каинова и семя Иудино брошено в души людские. Бойтесь того семени, яко яду змеиного. Ибо не токмо деянием, но и словом единым человека ныне на муки адские обрекают слуги Иродовы, дети Каина и Иуды… …Кровь невинных обагрила воды реки Иордани!
– Не Иордани, а Кубани! – громко сказал кто-то.
… – Слышите плач на реках Вавилонских, – уже кричал старик [священник]. – То царь Ирод пирует на земле христианской!
— Фашисты топчут нашу землю!».
Но закончить проповедь ему не удалось. Начался артиллерийский обстрел. Один снаряд попал в алтарь, убив священника. Второй снаряд пробил купол и взорвался внутри храма, в гуще народа. В полу церкви образовалась большая воронка. В страхе люди выбежали из церкви, но снаряды продолжали рваться во дворе, на улице вокруг церкви. Было убито и ранено много прихожан – женщин и детей [18].
Одновременно была обстреляна Успенская церковь. Один снаряд попал в толпу молящихся, которые стояли во дворе церкви. Другой снаряд ударил у фундамента алтаря храма. Передняя стена его, выложенная керченским известняком, силой взрывной волны рассыпалась в прах. Священник этой церкви остался жив[19]. На следующий день обстрелы церквей повторились. Но службы в них уже не велись.
Газеты «Утро Кавказа» и «Над Кубанью», издававшиеся слугами Иродовыми, детьми Каина и Иуды, стоявшими на службе у фашистов, утверждали, что обстрел вели советские войска и расписывали зверства большевиков, расстрелявших новороссийские церкви во время пасхального богослужения [20].
Расследованием этой провокации занялись подпольщики и партизаны Новороссийска. Командир группы партизанских отрядов Новороссийского куста П.И. Васёв и офицер связи майор А. Тагиров сообщали в Краснодарский штаб партизанского движения: «…Во время пасхальной службы в церкви были обстреляны (после 6 часов утра) обе церкви в городе. К этим часам уже ни одного немца в церкви не было. Кто-то из населения видел, что на юго-западной окраине города были повёрнуты пушки в сторону города и, зная нашу политику и проводимые мероприятия по отношению советских людей, [Островерхов] сделал вывод, что это провокация. Он выпустил листовку за подписью руководства города и командования фронтом, опровергающую подобный факт, так как немцы вокруг этого вопроса вели агитацию…» [21].
После освобождения города проводилось расследование. Документы расследования хранятся как в Новороссийском городском архиве, так и в Государственном архиве Краснодарского края. Расследование установило, что обстрел церквей проводился немецкими батареями с трёх сторон: восточной, южной и юго-западной, снарядами малого калибра. При полёте снаряды издавали свист, характерный для немецких, а не советских снарядов. Кроме того, снарядами такого калибра, ориентировочно 75-мм, советская артиллерия обстрел города не вела. В отличие от ранее проводимых служб, после сбора новороссийцев на богослужение, немцы сразу же покинули церкви и прилегающие к ним улицы. Что говорит о том, что их заранее предупредили о предстоящем обстреле [22].
Прошли годы, но желающие приписать эту провокацию Советской армии не успокаиваются. Занимается этим и Борис Сергель. Написав свои воспоминания в 1996 году, он их разметил во всевозможных СМИ. Не устоял перед этим и редактор журнала «Родная Кубань» Виктор Лихоносов. Конечно, Б.Сергель в открытую этого не говорит. Но в последних строках своих воспоминаний он это делает весьма изощрённо. Он пишет, что обратился к специалистам Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: «Я воздержался назвать город и обстоятельства, приведшие меня в музей. Выслушав меня внимательно, пожилой научный сотрудник музея артиллерист, с планками наград на груди, предложил мне выйти на открытую площадку перед входом в музей. Здесь, на всеобщее обозрение, выставлена артиллерия последних войн, в т.ч. и Великой Отечественной. Он указал мне рукой и сказал: «Стреляло примерно такое орудие».
На табличке музейного экспоната я прочитал: «203-мм гаубица образца 1931 года № 242. Наибольшая дальность стрельбы 18260 м. Стояла на вооружении 124 отдельной гаубичной артиллерийской ордена Ленина, Краснознамённой, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады большой мощности. Командир орудия – сержант Джонашвили. Орудие применялось в боях при освобождении Новороссийска, Белоруссии, Польши, при штурме Берлина» [23].
Так ненавязчиво автор подводит к мысли, что именно из этого орудия были обстреляны церкви Новороссийска.
Да, 124-я отдельная гаубичная бригада большой мощности дислоцировалась в Пенайском ущелье на 19 км шоссе, идущего из Новороссийска в Геленджик. 203мм гаубицы Б-4 создавались для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника. Вес снарядов от 100 до 140 кг. Если бы такой снаряд попал в фундамент алтаря храма или просто разорвался во дворе храма, то здание просто было бы разрушено [24].
Надо заметить, что Б.Сергель не рискнул упомянуть о 100-мм батарее морской артиллерии № 394, которая стояла на мысе Пенай, командир капитан А.Э. Зубков. С лёгкой руки журналиста А. Степанова, написавшего о нём статью в газете «Большевик» в декабре 1942 года, его называли «Новороссийский регулировщик движения». Он реально мог обстрелять церкви, так как с сентября 1942 года вел обстрел города. [25].
После Пасхи немецкое командование издало приказ о запрещении богослужение в церквах «в целях сохранения населения от большевистских обстрелов». И церкви были закрыты. [26]
Как использовали помещения церквей оккупационные власти – об этом документов не сохранилось. Судя по описанию боёв, как огневые точки или пункты наблюдения здания церквей немцами не использовались.
Освобождение Новороссийска началось в ночь на 10 сентября 1943 года с высадки морских десантов на причалы порта и наступлением 318-й стрелковой дивизии со стороны цементных заводов. В ночь на 14 сентября командир 1339-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии подполковник Каданчик приказал организовать наблюдательный пункт в куполе кирхе. Утром он занял НП, что было замечено противником. Но перед самым началом артподготовки к кирхе подошло немецкое самоходное орудие и расстреляло купол. Погибли почти все офицеры, находившиеся на НП. Среди них начальник артиллерии 318-й стрелковой дивизии полковник Зарембо, командир 1339-г стрелкового полка подполковник С.Н. Каданчик, заместитель командира полка подполковник А.И. Леженин, начальник инженерной службы полка капитан Д. Дёмин и другие. С.Н. Каданчику и А.И. Леженину посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. Их именами названы улицы города [27].
На следующий день, 15 сентября, в уличных боях около Троице-Скорбященской церкви погиб командир 164-го стрелкового полка 55-й гвардейской Иркутской стрелковой дивизии подполковник А.Г. Носик [28].
Недалеко от Троице-Скорбященской церкви совершил подвиг экипаж танка Т-34 младшего лейтенанта В.А.Михайлова 5-й гвардейской танковой бригады. В наградном листе на присвоения звания Героя Советского Союза командиру танка говориться: «…В момент преследования фашистов вражеским снарядом был подожжен танк Михайлова. Заметив пылающую машину, гитлеровцы окружили её, предлагая танкистам сдаться в плен. В ответ из танка раздались новые пулеметные очереди и участилась стрельба из пушки. Вторым вражеским снарядом члены экипажа были ранены. Истекая кровью, гвардейцы, ободрённые тов. Михайловым, продолжали вести огонь из горящего и осаждённого танка до тех пор, пока в нём не осталось ни одной ленты, ни одного снаряда. В этом бою весь экипаж погиб смертью храбрых, но обеспечил дальнейший успех наших войск…».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г. Михайлову В.А. присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа: механик-водитель К.Ф. Соенко, стрелок-радист И.М Низов и башенный стрелок И.Е. Гнидкин посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени [29].
16 сентября 1943 года город был полностью освобожден от немецко- фашистских захватчиков и их союзников. В нём не осталось ни одного целого здания, разрушены все промышленные предприятия. Из пяти зданий церквей два было полностью сожжено, а остальные полуразрушены. [30]
Через два с половиной месяца после этого, 28 ноября 1943 года, Совет народных комиссаров принял Постановление № 1325 «О порядке открытия церквей», согласно которому ходатайства верующих должны были рассматриваться местными органами власти. Но Краснодарский крайисполком секретным циркуляром № 25 от 14 февраля 1944 года разъяснил:
«1. В соответствии с постановлением СНК СССР от 28/XI-43 г. городские и районные исполкомы по заявлениям верующих об открытии церквей решения не выносят, предоставляют заявления в крайисполком со справкой необходимых сведений:
а) действительно ли заявители были уполномочены группой верующих или же действуют по личной инициативе;
б) в каком состоянии находится здание церкви, о которой просят верующие и как это здание используется в настоящее время;
в)гда и по решению каких советских органов данная церковь была закрыта;
г) количество функционирующих церквей в районе или городе, их место нахождения и расположение до ближайшей церкви от этого населенного пункта.
2. Разрешение на проведение организационных собраний верующих не выдается до окончательного решения, одобренного правительством СССР, об открытии церкви… … Порядок открытия церквей оглашению верующим и духовенству не подлежит…» (выделено мною. – С.С. )» [31].
Окончательное решение об открытии церкви в конкретном населённом пункте принимал, созданный 14 сентября 1943 г., Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, во главе с его председателем Г.Г. Карповым, полковником госбезопасности, который выставлял свое решение на одобрение Совнаркому [32].
Сразу же после освобождения, верующие центральной части города создали «двадцатку» и горисполком дал разрешение на открытие Успенской православной церкви, община которой зарегистрировалась как Патриаршая [33]. А верующие второй части неоднократно обращались в горисполком, но второй церкви в городе так и не открыли. В 1944 году верующие образовали «двадцатку» религиозной общины Троице-Скорбященского храма и обратились в горисполком с заявлением: «Мы, ниже подписавшиеся, совершеннолетние и не лишённые по суду избирательных прав граждан, проживающие в городе Новороссийске во второй части, желая добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов, ходатайствуем о регистрации религиозной общины (прихода) и передаче нам в бессрочное, бесплатное пользование молитвенного здания Троице-Скорбященской церкви». Под заявлением стоит двадцать одна подпись женщины и только одна – мужчины. Это заявление, как и заявление о Патриаршей ориентации общины, хранящиеся в архиве, не имеют даты. В городском архиве сохранились такие заявления, имеются три экземпляра договора о бессрочном пользовании Троице-Скорбященским храмом, подготовленные Церковным советом общины, но без указания даты и не подписанные горисполком [34].
В день Успенья Пресвятой Богородицы 28 августа 1944 года, храмового праздника Успенской церкви, в Новороссийске состоялся первый, после освобождения, крестный ход, на проведение которого верующие испрашивали разрешение горисполкома [35]. На богослужении присутствовал епископ Фотий (Борис Александрович Тапиро). В июле 1943 г., после семилетнего пере¬рыва, когда было восстановлено Епархиальное управление на Кубани, он стал первым Краснодарским и Ку¬банским епископом [36].
Что произошло между ним и верующими сейчас уже установить не удастся, но 7 сентября состоялось собрание «двадцатки» Успенского храма, на котором по пункту 4 повестки дня рассматривался вопрос: «Слушали: доклад председателя Церковного совета т. Маслова А.Н. о пребывании Епископа Фотия в Новороссийске и его грубом и невнимательном [отношении] к верующим и церковному причту. Постановили: На основании вышеуказанного доклада сего числа прервать с епископом Фотием молитвенные отношения и не признавать его правящим епископом, а переходим в подчинение к архиепископу Владимиру Кубанскому и Краснодарскому, а так же приглашаем последовать нашему примеру церковный причт». Пунктом 5 повестки дня собрания было: «Слушали: информацию настоятеля храма о необходимости пожертвований на строительство танковой колонны им. Александра Невского. Постановили: Производить сбор пожертвований на строительство колонны имени Александра Невского». Копия протокола и заявление о перерегистрации общины как обновленческой были направлены в горисполком [37].
Постановление о сборе средств были не простыми словами. В то время, в 1944 году, уже воевали танковая колонна имени Дмитрия Донского в составе 1-й гвардейской танковой армии и авиаэскадрилья имели Александра Невского, построенные на средства, собранные Православной церковью. В Фонд обороны священники и верующие по всей стране сдавали деньги, предметы из драгоценных металлов и камней, собирали одежду, обувь, теплые вещи, медикаменты, продукты питания [38].
Был ли дан ход заявлению верующих Новороссийска – неизвестно, но до конца 1944 года Фотий покинул Кубань и стал епископом Херсонской и Николаевской областей [39].
Вместо него был назначен Флавиан, бывший обновленец, в 1944 году принесший покаяние и перерукоположенный в сан епископа Краснодарского и Кубанского [40].
Сразу же после визита епископа Фотия, 30 августа «двадцатка» общины Троице-Скорбященской церкви также отнесла в горисполком заявление: «Мы, уполномоченные по ходатайству открытия нашей общины, после пребывания Епископа Фотия в Успенском храме, обсудив вопрос об ориентации нашей общины, решили регистрироваться не Патриаршей церковью, а обновленческой. Просим Новороссийский горисполком переименовать с Патриаршей в обновленческую» [41].
Здание Троице-Скорбященской церкви, несмотря на заявления верующих, было передано исполкомом под склад воинской части, расположившейся напротив церкви, и более не числилось молитвенным зданием. В справке горисполкома от 9 января 1945 года, направленной Краевому Уполномоченному совета по делам религиозных культов, сообщалось, что: «… Нефункционирующие молитвенные здания расположены в городе:
1. Здание костел – передано на баланс педагогического института, с передачей последним строительно-коммунальному техникуму, используется как общежитие. Костел польско-католического общества закрыт по решению горисполкома 23.III.38 г.
2. Здание синагога, переданная в 1932 г. на баланс Осоавиахима, в данное время в сильной степени разрушения. Документами о времени и каким органом Советской власти молитвенное здание было закрыто не располагаем.
3. Здание армяно-григорианской церкви находится в разрушенном состоянии. Документами о закрытии молитвенного здания не располагаем.
4. Молитвенное здание кирха – до оккупации использовалось под штаб МПВО. В настоящее время занято под отделение милиции.
Других молитвенных зданий, кроме русской православной церкви на территории города не имеется» [42].
В конце 1945 года разрушенное здание синагоги было передано Управлению треста Новороссийскстроя, впоследствии строительный трест № 12. Долгое время в нём располагался клуб «Строитель», а сегодня Дом национальных культур [43].
20 марта 1945 года Крайисполком разослал всем исполкомам рай- и горсоветам очередной циркуляр № 115 «О своевременном информировании уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Краснодарскому краю». Им предписывалось предоставлять ежеквартальные отчеты о деятельности религиозных общин «с обязательным освещением вопросов», которых набиралось целых 15! При этом подчеркивалось: «… Особое внимание должно быть уделено актам самовольного открытия и закрытия молитвенных зданий (домов)…» [44].
Через месяц, 16 апреля 1945 г. Уполномоченный по делам религиозных культов при СНК СССР по Краснодарскому краю Пащенко направил свой очередной циркуляр с разъяснениями о действии предыдущего: «…Несерьезный подход к вопросу оформления общин, учета общин, приводит к тому, что общины фактически существуют, проводят м/собрания по частным квартирам, часто меняя места м/собрания. Служители культа не зарегистрированы. Финорганы не могут проводить обложения, на как юридически не существующую общину…» [45].
Как из него видно, своевременная регистрация религиозных общин имела важное государственное значение по части сбора налогов! Горисполком, в соответствии со всеми выданными указаниями, не спешил регистрировать новые религиозные общины города. В 1945 году было отказано в регистрации общины евангельских христиан-баптистов по малочисленности, так как учредителей было всего 19 человек, а не положенных 20, а также еврейской общины только потому, что документы были оформлены неправильно [46]. Православная Пасха 1945 года отмечалась после падения Берлина, 5 мая, в преддверии Великой Победы. Эта служба показала, что Православная вера не умерла в народе. В единственную в Новороссийске Успенскую церковь пришло до 1800 человек, «в основном женщины преклонных возрастов… Количество верующих мужчин определялось в 3 –10 процентов, также преклонного возраста», – сообщалось в официальном донесении горисполкома. Много было приезжих из Абинска, Крымска и Верхней Баканки [47]. Но и после Победы, несмотря на многократные просьбы трудящихся, ни один храм в Новороссийске открыт не был.
С.А. САНЕЕВ
историк-краевед, секретарь Новороссийского городского
исторического общества
Примечания:
- Новороссийский городской архив (далее – НГА). Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 579. Л. 44.
- НГА. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 339. Л. 50.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 579. Л. 12; Д. 589. Л. 18; Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 338. Л. 135, 136; Д. 339. Л. 136.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 579. Л. 57об., 67 – 68.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 193. Л. 19.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 620. Л. 10.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 579. Л. 75.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 674.
- Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3-х кн./ сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. 2-е изд. Краснодар, 2005. Кн. 1.: Хроника событий 1941 – 1942 гг. С. 319, 341,342.
- Юрина И. Это было до Малой земли. Новороссийск, 2002. С. 24.
- Обзор источников выполнен кандидатом исторических наук Т.И. Юриной в книге: Новороссийское противостояние: 1942 – 1943 гг. Краснодар, 2008.
- Кринко Е.Ф.Православная Церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны // Дело мира и любви. Очерки истории и культуры Православия на Кубани / науч. ред. О.В. Матвеев. Краснодар, 2009. С.148.
- Санеев С.А. Церковь рабочих. Краснодар, 2000.С. 28.
- Сергель Б. Пасха Христова в Новороссийске в 1943 году // Родная Кубань. 2005. № 1. С.10.
- Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3-х кн. Кн. 1.: Хроника событий 1941 – 1942 гг. С. 599)
- Безыменский Л.А. Провал операции “Нептун” М., 1980. С. 45, 61
- Андрющенко В., Зырянов Ф., Иванов Г. Подполье на передовой. Краснодар, 1973. С. 138,139.
- Сергель Б. Указ. соч. С.12.
- Народный подвиг в битве за Кавказ. М., 1981. С. 262.
- Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3-х кн. Кн. 2.: Хроника событий 1943 год. С. 347.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 691. Л. 20; ГАКК. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1. Л. 230 -232, подлинник
- Сергель Б. Указ. соч. С.13.
- Степко Л.А. Собрание артиллерийских орудий XVIII – XX веков: Каталог. Новороссийск, 2010.С. 38, 40.
- Подвиг Новороссийска. Сборник документов и материалов. Краснодар, 1974.С. 98.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 691. Л. 21.
- На левом фланге. Краснодар, 1971. С. 107.
- Подвиг Новороссийска. Краснодар, 1974. С. 165, 245; Малолетко Г. «Гвардейцы шли в бой » // На левом фланге М., 1976. С. 213.
- Кондратенко Г.Ф. Танки штурмуют доты. Краснодар, 1981. С. 73; Подвиг Новороссийска. Краснодар, 1974. С. 230.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 691. Л. 4, 9.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 738. Л. 3.
- Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской патриархии.1983. № 1. С. 42.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 690. Л. 14 – 16, 29.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 690. Л. 7 – 9об.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 690. Л. 3.
- Кринко Е.Ф. Указ. соч. С.148.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 690. Л. 8, 36 – 37.
- Журнал Московской патриархии.1994. № 5.С. 129
- Православная церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны – 1945 гг. / под ред. Е.Н. Фаттаховой. Краснодар, 2005. С. 108.
- Журнал Московской патриархии.1993. № 1.С. 11.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 690. Л. 4.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 798. Л. 2.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 785, протокол № 30.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 797. Л. 23.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 798. Л. 29.
- НГА. Ф. Р-8 Оп. 1. Д. 798. Л. 26; Д. 807. Л. 1.
- НГА. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 798. Л. 32.
Материал опубликован на сайте Новороссийского благочиния
(918)