Архиепископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий)

Архиепископ Иоанн (Левицкий). Фото нач. XX в.

Архиепископ Иоанн (Левицкий). Фотография. Нач. XX в.

Архиепископ Иоанн (в миру Иоанникий Левицкий) родился 7 января 1857 г. в Киевской губернии в семье псаломщика. В 1880 г. окончил Киевскую духовную семинарию, женился и 21 мая 1881 г. был рукоположен во иерея. В 1889 г. поступил в Киевскую духовную академию, приняв 18 июня 1892 г. монашеский постриг с именем Иоанн. В 1893 г. иеромонах Иоанн окончил академию со степенью кандидата богословия, и получил назначение на должность смотрителя Духовного училища при Донском московском мужском монастыре. С 1895 г. был инспектором в Олонецкой семинарии, а в 1896 г. в Саратовской. 29 ноября 1900 г. отец Иоанн был назначен ректором Астраханской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита [1].

25 декабря 1907 г. указом Святейшего Синода в Ставропольской епархии была открыта викарная Ейская кафедра с пребыванием епископа в г. Екатеринодаре. 31 января 1908 г. в зале заседаний Синода состоялось наречение ректора Астраханской духовной семинарии архимандрита Иоанна (Левицкого) во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии, а 3 февраля в Троицком соборе Александро-Невской лавры — хиротония. Согласно указу епископ стал настоятелем Екатерино-Лебяжской общежительной пустыни, получив для проживания в Екатеринодаре подворье монастыря рядом с духовным училищем. 23 февраля Преосвященный Иоанн прибыл в г. Ставрополь, где встретился с архиепископом Агафодором (Преображенским). 27 февраля вечерним поездом он отправился в г. Екатеринодар [2]. На содержание епископа Ставропольская духовная консистория определила выделять 2500 рублей из местных средств (по 1000 рублей от Михаило-Афонской и Екатерино-Лебежской мужских пустыней и 500 рублей от Марие-Магдалининской женской пустыни).

Иоанн Левицкий, еп. Ейский. Фотография. Нач. XX в. РГИА (Православная энциклопедия)

Иоанн Левицкий, еп. Ейский. Фотография. Нач. XX в. РГИА (Православная энциклопедия)

Еще 5 января 1906 г. епископ Ставропольский Агафодор направил в Святейший Синод ходатайство о выделении из Ставропольской епархии Екатеринодарской соответственно с границами Кубанской области (Екатеринодарского духовно-училищного округа). 11 августа 1916 г. этот вопрос вновь был поднят председателем особой комиссии по увеличению числа епархий в Российской Православной Церкви митрополитом Петроградским Питиримом (Окновым), а 30 сентября последовал указ Святейшего Синода «о наделении викарных епископом особыми полномочиями». Согласно указу Ейский епископ получил право созыва съездов духовенства Кубанской области и церковных старост для решения местных вопросов, самостоятельного освящения антиминсов и получения св. мира из Московской синодальной конторы, создания собственной канцелярии и пресвитерского совета. К ведению Преосвященного были отнесены все церковные учебные заведения и наблюдение за порядком преподавания в них Закона Божьего. Таким образом, епископ Иоанн de facto получил статус самостоятельного епархиального архиерея в делах управления Кубанской епархией, оставшись при этом управляющим викарной епископией в составе Ставропольской епархии. 12 октября Указом Синода епископ Иоанн получил новый титул «Кубанский и Екатеринодарский», а титул архиепископа Агафодора был изменен на «Кавказский и Ставропольский» [3]. Однако эти формальные и половинчатые изменения не принесли ожидаемой кубанским духовенством независимости и административной самостоятельности в церковном управлении, оставшись лишь номинальными решениями.

Епископ Иоанн поддержал Февральскую революцию 1917 г., 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в которых сообщал, что «молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины» и «выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства». При открытии 13 апреля Чрезвычайного съезда делегатов духовенства Кубанской епископии он сказал: «Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и Церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему освобождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятельность. Только свободная Церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу» [4].

В архиерейских покоях епископа 26 апреля 1919 г. состоялось совещание, на котором было принято решение о созыве областного церковного собора и организации временной высшей церковной власти. В мае того же года в г. Ставрополе состоялся Юго-Восточный Русский Церковный собор, на котором было принято решение о выделении Кубанского викариатства из состава Ставропольской епархии. 18 июня решением Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР) была образована самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия под управлением епископа Иоанна.

Осенью 1919 г. по решению ВВЦУ ЮВР архиепиепископ Евлогий (Георгиевский) провел в Кубанской епархии ревизию. По словам архиеп. Евлогия, «Преосвященный Иоанн, слабый и беспомощный человек, в столь трудное и бурное революционное время наладить управление своей епархии не сумел. В епархиальных делах был хаос, в консистории с ним мало считались… Развал в управлении епархией дошел до крайнего предела». По воспоминаниям протопресвитера Г. И. Шавельского, Еп. Иоанн был добрый и благочестивый, но неспособный к активной деятельности человек, целиком полагавшийся на своего секретаря: «При таком управлении жизнь в епархии шла сама собой, двигаясь по инерции, как попало». По словам о. Г. Шавельского, первоначально епископу предлагали перевод на одно из викариатств Киевской епархии, но он отказался и согласился уйти на покой, став настоятелем Кавказского Николаевского миссионерского мужского монастыря близ станицы Кавказской Кубанской области.

14 ноября 1919 г. решением ВВЦУ ЮВР он был отстранен от должности правящего архиерея и отправлен на покой в Кавказский Николаевский мужской монастырь. Увольнение епископа с Кубанской кафедры, считает Д.Н. Никитин, имело причинами не только его личные недостатки как правящего архиерея, но и конфликт между поддерживаемым ВВЦУ ЮВР генералом А. И. Деникиным и краевыми кубанскими властями, которым покровительствовал смещенный епископ. Протопресвитер Г. Шавельский упоминает, что после решения об увольнении его продолжали поминать в храмах Кубани как правящего архиерея [5]. На Кубанскую кафедру был назначен бывший 4-й викарий Киевской епархии архиепископ Димитрий (Вербицкий), который так и не прибыл в Екатеринодар из-за продолжающихся боев вокруг Киева [6]. Вплоть до 1921 г. епископ Иоанн практически безвыездно находился в Кавказском монастыре и его подворье на хуторе Романовском (соврем. г. Кропоткин).

В 1921 г. после нескольких обращений населения региона к патриарху Тихону епископ Иоанн был вновь возвращен на Кубанскую кафедру. Об этом писал секретарь канцелярии Синода Н.В. Нумеров митрополиту Антонию (Храповицкому): «Кубанским и Краснодарским восстановлен Е. Иоанн, удаленный с этой кафедры Вр. В. Церк. правлением. За него шла большая агитация на Кубани, было несколько депутаций к П-ху. Последний сначала упирался, но вынужден был уступить. Теперь бомбардируют просьбами о возведении его в сан архиепископа» [7].

В 1922 г. Архиеп. Иоанн перешел в обновленчество, признав на епархиальном собрании духовенства легитимность церковной власти Высшего Церковного Управления. От его имени выпускались воззвания с поддержкой политики советской власти, продналогов. Под его руководством епархиальное собрание духовенства Кубани в апреле 1922 г. постановило поддержать кампанию по изъятию церковных ценностей [8].

Согласно данным архиепископа Флавиана (Иванова), Преосвященный Иоанн скончался 18 января 1923 г. во время всенощного бдениея в Екатерининском кафедральном соборе.

Н.В. Кияшко

Примечания:

  1. Никитин Д.Н. Иоанн (Левицкий Иоанникий) // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 417-418.
  2. Ставропольские епархиальные ведомости (далее — СЕВ). 1908. № 7. С. 251; № 8. С. 265.
  3. Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001. — С. 118, 138-141.
  4. Никитин Д.Н. Указ соч. С. 417; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментарием М.А. Бабкин – М.: Инд-рик, 2006. – С. 231.
  5. Никитин Д.Н. Указ. Соч. С. 418.
  6. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 2. Л. 36.
  7. Нумеров Н. В. Письмо Н. В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 01 (14) сентября 1921 года // История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М., 2006. С. 871–878
  8. Кияшко Н.В. Деятельность комиссии по изъятию церковных ценностей в Северском районе Краснодарского края // Вестник архивиста Кубани. 2015. № 10. С. 176-180.

(1030)