Из истории церковных приходов г. Кореновска (1810-2007 гг.)

Успенский храм женского монастыря г. Кореновска

Успенский храм женского монастыря г. Кореновска

Православная вера в казачьей среде являлась основополагающей составляющей их жизни. На её ценностях и традициях созидалась как общественная, так и семейная жизнь первопоселенцев, основавших первые куренные селения бывшего Черноморского войска.

Строительство церквей входило в число первоочередных задач казаков. К моменту вхождения всех приходов Кубанской области в 1843 г. под единое церковное управление епископа Кавказского, в Черномории числилось около 67 церквей, которые непосредственно подчинялись Екатеринодарскому духовному правлению (1).

Храм являлся краеугольный камнем в становлении приходской жизни. Образование прихода начиналось либо со строительства храма, либо с получения некоторой группой лиц права окормляться у какого-либо уже существующего. Строительство храмов требовало огромных затрат, поэтому источники доходов были самыми разнообразными: с начало это средства, получаемые от Войска, затем добровольные пожертвования боголюбивых черноморцев. Когда и этих средств не хватало казаки изыскивали дополнительные возможности.

Изначально первопоселенцами возводились молитвенные дома, затем деревянные церкви. Они полностью укомплектовывались церковной утварью и богослужебными предметами и после того как всё было обустроено на приход правящим архиереем назначался священник. С конца XIX в. казаки стали возводить кирпичные храмы больших размеров. В строительстве, как правило, участвовала вся станица и близлежащие хутора.

Первый храм нынешнего г. Кореновска, тогда он относился к приходу куреня Дядьковского основанного казаками Черноморского войска, был заложен к декабрю 1797 г. и освящён в честь святого Саввы Освященного (2). Епископом Феодосийским и Мариупольским Гервасием (уведомление от 14 апреля 1797 г.) было разрешено «определить священником Мирона Трофименко» (3). Согласно исповедной росписи 1810 г. в Дядьковском куренном селении функционировала двуприходная церковь в честь святого Саввы Освященного. Священником, окормлявшим приход в то время являлся отец Иоанн Носик (40 лет). Он был женат на Ксении Васильевне (30 лет) и имел дочь Онисию (8 лет). Помощником его был дьячок Даниил Залесский (50 лет), имевший жену Софию Сидоровну (42 года) и детей Семёна (14 лет), Василия (12лет), Матфея (9 лет), Емельяна (7 лет), Даниила (3 года), Иакова (1 год), Анастасию (19 лет), Марию (17 лет). Стихарным пономарём в этой же церкви служил Василий Ержов, который сменил умершего Онуфрия Кучеренка, оставившего после себя детей Артамона (9 лет) и Афанасия (4 года) (4). Вторым священником этой же церкви являлся отец Стефан Малый. Он скончался от «долговременной болезни Божией волею 18 марта 1820 г.». В его семье осталась жена – вдова 34-х лет и пять дочерей (девиц) (5).

Итак, это первый известный нам состав причта, который трудился, вероятно с момента постройки Саввинской двуприходной церкви, вдохновляя первых прихожан на её строительство и украшение. Поскольку в документах она значится двуприходной, мы можем предположить, что её священники окормляли жителей Дядьковского и Кореновского запорожских куренных селений. Прожили вышеназванные пастыри недолгую, но плодотворную жизнь. Большинство из их детей пошли по стопам своих отцов. Так, священник Иоанн Прокофьевич Носиков (по другим документам Носик), в звании благочинного умер в 1833 г. Священник Стефан Васильевич Малый в 1820 г. Дьячок Даниил Залесский почил в 1811 г. Его сын Даниил в 1824 г. поступил в Астраханское духовное училище, сыновья Василий, Матфей и Емельян были уволены из казачьего звания в духовное. Сын умершего в 1808 г. пономаря Онуфрия Кучеренка – Афанасий с 1833 г. стал священником в г. Ставрополе (6).

В 1827 г. первый Дядьковский курень был объединён с Кореновским под последним названием (7). Церковь Саввы Освященного и её священнослужители продолжали окормлять прихожан этих двух территорий. Из-за многочисленности прихода к церкви был пристроен придел в честь святителя Николая, тем самым площадь для удобства молящихся была расширена (8). Согласно ревизии 1835 г. в ней служили священник Захарий Яковлевич Дмитрушенко (43 года), дьякон Емельян Данилович Залесский (30 лет), дьячок Семён Данилович Залесский (39 лет) и дьячок Емельян Никитич Запасный (32 года), поступивший в состав причта в 1825 г. Понамарями храма являлись Иван Иванович Науменко (22 года) и Стефан Васильевич Кривошея (26 лет) (9).

В 1858 г. Саввинская церковь стала двуштатной, т. е. причт включал двух священников: Стефана Семёновича Бовшика (30 лет), имевшего жену Марию 24 лет и дочь Любовь (4 года) и Платона Ивановича Орлова (49 лет). У отца Платона и его супруги Александры родилось 10 детей: Аггей, Иоанн, Пётр, Василий, Афанасий, Александр, Анатолий, Мария, Анна, Мария. Дьяконские функции выполнял Иоанн Иванович Науменко (45 лет), овдовев на его руках осталось трое детей. Также на приходе служили два дьячка: Димитрий Стефанович Фомин и Дмитрий Михайлович Скрыпченко и пономарь Серапион Иванович Дмитриев (10). По данным Ставропольских епархиальных ведомостей Павел Бардадымов являлся приходским священником и помощником настоятеля церкви ст. Кореновской. Он скончался 25 января по старому стилю 1883 года, в семействе у него осталась жена (11).

В 1900 г. в станице была построена Успенская деревянная церковь на кирпичном фундаменте, крытая железом с деревянной колокольней и деревянной оградой (12). Одна треть прихожан стали посещать новый храм, сюда же был добавлен один штат священноцековнослужителей (13). В 1909 г. священниками этих двух церквей являлись: Павел Васильевич Калиновский, Пётр Максимович Назаренко и Николай Андреевич Волоцкий (14). С 1911 г. к прежним священникам Саввинской церкви добавляется Семён Васильевич Ковалёв, а к Успенской с 1910 г. Герман Владимирович Чистяков (15).

Приходская жизнь в куренных селениях шла своим чередом, без церкви и священника не решалось ни одно дело как частного таки общественного значения. Священник выполнял все просьбы прихожан, например, обвенчать молодожёнов, окрестить новорождённого, отпеть покойного, отслужить молебен на урожай или от падежа скота. Священник напутствовал воинов, иногда вместе с новобранцами шёл на войну. Те священники, которые не могли лично участвовать в военных действиях, осуществляли благотворительную деятельность, направленную на оказание всесторонней помощи семьям воинов. Они организовывали на приходах попечительства и, выступая в качестве их председателей, занимались выдачей казённых пайков, денежных сумм, пересылкой подарков на фронт. Заботились о правильном севе полей мобилизованных, содержании приютов для сирот, лазаретов для раненых и т. д. Принимая личное участие в этой работе, они проводили обход семей воинов, выявляли их духовные и материальные нужды, собирали пожертвования для армии, семей воинов и различных благотворительных комитетов. Так, о. Герман Чистяков вместе с тремя прихожанами собрал в пользу воинов пшеницу и одежду. В Ставропольские епархиальных ведомостях сообщалось, что «на вырученные от продажи хлеба деньги было куплено 60 аршин сукна для портянок, 30 штук фуфаек, 10 штук бобриковых брюк и 1 овчинный полушубок» (16). Часто священникам приходилось сталкиваться с грубостью и непониманием со стороны членов семейств воинов.

В благодарность духовенству за его труды сельское общество выделяло помощников для работы на его подворье, платило деньгами за требы, обеспечивало натуральными продуктами. Хозяйство батюшки, как и любой другой казачьей семьи, было немалым. Как правило, оно включало деревянный дом, амбар, сарай, фруктовый сад, рогатый скот, иногда земельный надел. Так, рогатый скот, принадлежащий семье о. Стефана Малого в начале XIX века состоял из 6 рабочих волов, 19 стельных коров, 19 быков от 4 до 7 лет, 8 тёлок от 4 до 9 лет, 9 коров, 1 бугая, 30 овец (17).

О повседневной жизни купеческих семей ст. Кореновской конца XIX- начала XX века мы узнаём из воспоминаний Графас Агафьи Тихоновны: «Мой муж Графас Иван Иванович по национальности грек, был купцом-ссыпщиком. Он вместе со своими братьями скупал по хуторам и станицам пшеницу, ссыпал в особо приготовленные ямы, почему и называли таких купцов – ссыпщиками. Затем зерно грузили на подводы и увозили в город Новороссийск. В Новороссийске пшеницу грузили на пароходы и увозили в Грецию. Мы жили зажиточно, имели возможность учить своих дочерей в прогимназии, которая располагалась в единственном двухэтажном здании станицы по ул. Красной. Эта улица на которой были построены купеческие особняки. Дочери Ирина и Виктория посещали занятия и жили дома. Другие девочки – приезжие располагались на квартирах в частных домах. Мальчики, приехавшие из других станиц и хуторов, жили в здании прогимназии. Им были отведены маленькие комнаты на 2 человека. За ними следили учителя – воспитатели мужчины. Для мальчиков проводились вечерние богослужения. Утренние богослужения проходили для девочек и мальчиков в малом храме в честь святителя Николая Чудотворца, который находился в здании прогимназии. Гимназисты выстраивались в два ряда, мальчики и девочки отдельно. Тот, кто нарушал дисциплину на уроках, на молитве стоял на коленях. По праздникам я с дочерьми ходила на службы в церковь святого Саввы, которая находилась на территории нынешнего сквера по ул. Красной. Станичные власти намеревались открыть ещё один храм в здании, которое находилось напротив прогимназии, но потом решили отдать его под купеческий клуб. По праздникам в клубе устраивались собрания и балы. Бывало, пока шло собрание и мужчины играли в бильярд мы успевали на тройках съездить в Екатеринодар, чтобы сделать причёски к балу» (18).

В памяти местных жителей сохранился образ Саввинской церкви и воспоминания о жизни прихожан до и после её разрушения.

«Церковь Святого Саввы была небольшая, деревянная. Построена была в центре, где находится теперь городской сквер по ул. Красной» – вспоминает Савченко Гавриил Александрович. Чернисова Валентина Михайловна: «При храме действовали мужская церковно-приходская школа, которая находилась в отдельном здании и женская, располагавшаяся в церковной сторожке, т. к. девочек было меньше. В 1911 г. в центре станицы было выстроено двухэтажное здание. На первом этаже располагался купеческий банк, на втором – смешанная прогимназия для мальчиков и девочек из богатых семей» (19).

Жители станицы помнят, что последним священником перед закрытием Саввинской церкви был о. Семеон. Прихожан приходило уже тогда мало. Государство обложило церковь большим налогом. Дохода почти не было. Платить налоги о. Семеону стало нечем и он уехал, а церковь была закрыта, а в 1933-1934 гг. полностью уничтожена. Во время изъятия церковных ценностей, которая проводилась Кубано-Черноморской областной комиссией в 1922 г. 16 мая были доставлены изъятые из Саввинской и Успенской церквей ст. Кореновской: одна серебряная чаша (1 фунт 2 зол.), два дискоса (93 зол.), две звездицы (42 зол.), четыре тарелочки (72 зол.), одна лжица (15 зол.), три креста (4 фунта 27 зол.), три подставки для крестов (4 фунта), всего 11 фунтов 59 золотников. В документе мы нашли следующую пометку: «При приёме путём сличения каждой вещи с перечнем, указанным в отношении от исполкома, оказались излишне сданными один крест и две подставки для крестов. Означенные ценности приняты и зачислены в счёт переходящих ценностей под ст. № 324» (20).

Но даже когда разрушались храмы в городах и сёлах, закрывались монастыри, подвергались ссуду и ссылке священники православная вера жила в душах христиан, они хранили иконы и молились дома. После закрытия и разрушения церквей в станице жители отдавали под храмы свои небольшие жилища. Тайно пробираясь на службу, они скрывали свою веру даже от близких. Только во время оккупации в 1942 г. в станице Кореновской была открыта церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в здании бывшего купеческого клуба (позже в нём расположилась сш. №1 – С. Р.).

Прихожане привели всё в порядок. Было собрано много икон и церковной утвари. Но службы в этой церкви продолжались недолго. Вскоре немцы заняли это здание под вещевой склад, а церковное имущество было перевезено в здание, которое находилось рядом с почтой. В то время в этом здании находилась школа рабочей молодёжи. Церкви была предоставлена только небольшая часть здания, народу приходило на службы достаточно много. При отступлении немцы взорвали здание купеческого клуба, где находился их вещевой склад, а церковь рядом с почтой была закрыта.

В 1944 г. по ул. Щорса была открыта церковь в доме прихожан Графас Агафьи Тихоновны и Графас Ивана Ивановича. Они имели большой дом и под храм была отдана бесплатно вторая его часть. Службы продолжались недолго, хозяева были вызваны в стансовет и предупреждены… И снова прихожанам пришлось уносить иконы и церковное имущество в надёжное место.

В 1950 г. в станице вновь появилась церковь. Она расположилась в маленькой хатке по ул. Мира и Красноармейской. Верующих приходило мало. Часто местные власти запрещали проводить праздничные службы. «Когда местная власть нашей станицы постановила закрыть церковь, которая находилась в маленькой хатке, – говорит Иван Иванович Барьковский, – решили ночью тайно снять иконы, унести их по домам и хранить их до лучших времён. Всю ночь наши прихожане бесшумно двигались по улицам, унося всё из храма с Божьей помощью». И только в 1966 г. на окраине станицы, недалеко от железнодорожного вокзала была куплена небольшая хатка на средства прихожан. Надо было сделать капитальный ремонт, т. к. ветхая крыша во время дождя протекла, поэтому приходилось ставить чашки и тазы даже во время службы, но денег на ремонт не было, поэтому отец Иоанн обратился к прихожанам с просьбой помочь ему переделать крышу. И прихожане вместе со священником отремонтировали крышу храма сами».

В 1983 г. в Свято-Успенский приход был назначен архимандрит Виссарион. «Сразу всё преобразилось в нашем храме. Был сделан капитальный ремонт. С Божьей помощью перенесён алтарь, отремонтирована просфорня и трапезная. Отец Виссарион основательно разбирающийся в строительстве. Делал многое сам и привлекал в помощь прихожан. Его трудолюбие и сметка не раз помогали нам во время работы в храме. Наверное, не только с Божьей помощью, но и по молитвам Пресвятой Богородицы преобразился не только храм, но и подворье. Оно было очищено, посажены молодые саженцы, плодовые деревья, розы и кустарники» (21).

В 1984 г. во дворе Свято-Успенского храма началось строительство церкви и крестильни. Поскольку фундамент закладывали в день празднования памяти Смоленской иконы Божией Матери, то храм был освящён в Её честь, а в 1985 г. при храме была построена тёплая и светлая крестильня. «Младенец должен начинать свою духовную жизнь в добротном и светлом храме, – сказал однажды о. Виссарион и попросил прихожан помочь. Трудно было строить, не хватало по-прежнему денег, но о. Виссарион сумел привлечь в помощь строительные организации. Многое делал он сам и о. Сергий, приехавший к нам незадолго до строительства, помогали и прихожане. С божьей помощью удалось не только закончить строительство храма, но и купить четыре колокола. Звоница во время службы слышна была далеко. Так с Божьей помощью по молитвам нашей заступницы Успенской Пресвятой Богородицы мы обрели Святую новую обитель» (22).

В 1990 г. было получено благословение патриарха Всея Руси Алексия II на открытие в г. Кореновске Свято-Успенского женского монастыря. Монастырь расположился в здании, построенном в 1911 г., где располагались до 1917 г. прогимназия, баня, купеческий банк, после – педучилище, авиашкола, топографическая военная часть. Затем здание некоторое время было заброшено, поэтому прихожанам, сёстрам – будущим насельницам монастыря, о. Виссариону и о. Сергию пришлось много потрудиться над восстановлением дома для обители. Вскоре монастырь открылся, богослужения проходили в Свято-Успенском монастыре с приделами в честь Николая Угодника и Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих радость».

В 1999 г. были закончены строительные работы по возведению часовни на городском кладбище, которыми также руководили о. Виссарион и о. Сергий. В строительстве часовни и придела в честь Святого Лазаря принимали участие многие организации и администрация города. «Особенно действующую помощь оказывали Манагаров Сергей Иванович, Ейбоженко Юрий Борисович – директор АО «Кореновск-сахар»; Безрукавый Анатолий Васильевич – директор АО «Гражданстрой»; Соловьёв Валерий Александрович – директор ЗАО пищекомбинат «Кореновск»; Паланский В. А. – зав/совхоза «Элитный»; Гудник Владимир Николаевич – директор ДСУ №1, Искандеров Тофик Буриевич – директор ДСУ № 92. Выстроенный храм на кладбище освящён в честь Смоленской иконы Богоматери.

В 2002 г. по благословению Владыки Исидора на территории сквера по ул. Пурыхиной был заложен фундамент под строительство нового храма (примерно на том месте, где до революции стояла церковь святого Саввы). «Все строительные работы осуществлялись под руководством о. Василия, приехавшего в г. Кореновск по благословению Владыки и имеющего уже большой опыт строительства церквей. И снова православные…потянулись цепочкой с кирпичами, мастерками, вёдрами и лопатами на стройку. Работали, а по праздникам собирались на литургию в большой палатке рядом со стройкой. В 2004 церковь в основном была построена. Остались только некоторые отделочные работы внутри…» (23). Побеседовав с престарелыми прихожанами, помнившими старую Саввинскую церковь, о. Василий решил освятить её в честь святого Саввы. 17 декабря 2004 г. прихожане и о. Василий организовали престольный праздник в день Святого Саввы, на котором присутствовало много верующих и духовенства.

В 2007 г. по благословению Патриарха Алексия II началось строительство кафедрального собора по ул. Красной. «Небольшой, изящный по своей архитектуре собор был увенчан пятью позолоченными куполами. Большой, основной купол во славу Иисуса Христа, четыре поменьше во славу четырёх евангелистов Луки, Марка, Иоанна и Матфея. И ещё небольшой шестой купол увенчал звонницу. Яркая зелень, крыши и золото куполов придали особую нарядность собору, который назвали Владимирским. При соборе открыли придел во славу Николая Угодника» (24).

Примечание

  1. (Докукин), Гедеон, митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М., Пятигорск, 1992. С.133.
  2. ГАКК. Ф. 250. Оп.1 Д. 28. Л. 168.
  3. Там же. Л. 139.
  4. ГАКК. Ф.690. Оп.1. Д. 66. Л. 451-451об.
  5. Там же. Д. 150. Л. 4.
  6. Там же. Д. 177. Л. 265об.-266.
  7. Матвеев О. В. Из истории церковных приходов ст. Дядьковской (1828-1918 гг.) // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 6. Краснодар, 2011. С. 54.
  8. Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. Ставрополь, 1901. С.99
  9. ГАКК. Ф. 690. Оп.1. Д. 177. Л. 265об.-266; Ф. 250. Оп. 2. Д. 982. Л. 85-86.
  10. ГАКК. Ф. 690. Оп.1. Д. 192. Л. 80об.-82.
  11. Кубанская справочная книжка. 1883. Сост. Е. Д. Филицын. Екатеринодар, 1883. Паг. 3 С.18-35; Ставропольские епархиальные ведомости 1883. №4. С. 124.
  12. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-63.
  13. Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. Ставрополь, 1901. С.99.
  14. Кубанский сборник на 1909 год. Екатеринодар, 1909. С. 243.
  15. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-63.
  16. Никольский С. Ставропольское Епархиальное духовенство и Вторая Отечественная война // Ставропольские епархиальные ведомости. 1916. №2. С. 64.
  17. ГАКК. Ф. 690. Оп.1. Д. 150. Л. 4-5.
  18. Рукопись Крамской Веры Антоновны (1931 г. р.)
  19. Там же.
  20. ГАКК. Ф. Р-202. Оп.1. Д. 51. Л. 9.
  21. Рукопись Крамской Веры Антоновны (1931 г. р.)
  22. Там же.
  23. Там же.
  24. Там же.

РЫБКО С.Н.

старший научный сотрудник НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор»

Материал опубликован: Рыбко С.Н. Из истории церковных приходов г. Кореновска. 1810-2007 гг. // Научное наследие Федора Андреевича Щербины и современность: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции «Научное наследие Федора Андреевича Щербины и современность», г. Краснодар, 28 февраля 2014 г. — Краснодар: ИМСИТ, 2014. — С. 167-174.

(1323)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *