Из опыта изучения истории православных библиотек на Кубани (XIX-нач. XX вв.)

Евангелие 1652 года. Из коллекции Краснодарского краевого музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына

Живое слово и книга – основные средства религиозного просвещения. Православная библиотека, православная книга, наряду с живым словом, позволяла церкви осуществлять духовно-нравственную и образовательную деятельность, вести широкую миссионерскую работу в таком сложном многоконфессиональном, полиэтническом регионе, как Северный Кавказ. 

Основная функция православных библиотек – религиозно-нравственное воспитание, духовное просвещение, образование и самообразование детей и взрослых. Духовенству библиотеки давали возможность повышать свой образовательный уровень, оказывали помощь в их пастырском служении. Важно подчеркнуть и то, что история православных библиотек является неотъемлемой частью гражданской истории Кубани, что без понимания огромной роли этих библиотек в истории образования, просвещения, культуры, науки невозможно понять историю края в целом. Кубанский священник был рядом с казаком в военном походе, был организатором духовного и светского образования, был непременным членом местных научных сообществ (Кубанского областного статистического комитета, Общества любителей изучения Кубанской области, Ставропольского епархиального Церковно-Археологического общества), принимал непосредственное участие в борьбе с преступностью, в заботах о народном здравии и нравственности. И на этом многотрудном пути обойтись без книги, без библиотеки он не мог. Именно поэтому на протяжении всей истории православная церковь заботилась об открытии и попечении библиотек.

К 1917 году на Кубани сформировалась и функционировала широкая сеть православных библиотек разных видов: церковные, церковно-приходские, благочиннические, миссионерские, монастырские, учебные (церковно-приходских школ, Екатеринодарского епархиального женского училища и Екатеринодарского приходского училища), религиозно-просветительских братств, личные.

В советское время по известным идеологическим причинам история возникновения, развития и деятельности православных библиотек практически не изучалась. Сейчас исследования этой проблематики активизировались. Регулярно проводятся конференции, защищаются диссертационные работы, публикуются статьи, в которых рассматривается и история издательской деятельности епархий [1], и история православных библиотек [2], их роль в становлении культуры в русской провинции [3]. Активизация исследований предполагает и более системную разработку источниковедения проблемы.

История православных библиотек на Кубани еще не становилась объектом специального исследования. Воссоздать общую картину их организации и деятельности достаточно сложно. Еще предстоит системное выявление документов, их комплексный обзор и систематизация. Сразу следует отметить, что фонды церковных учреждений понесли заметные утраты, при работе с ними очень часто приходится сталкиваться с большим списанием дел [4], многие из них находятся в россыпи и пока не доступны для работы. Основными источниками для такой работы сегодня могут стать архивные документы, сосредоточенные в Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК), Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК), в отдельных фондах и коллекциях Российского государственного исторического архива (РГИА) и Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), публикации «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей».

В связи с тем, что Кубань с 1843 года находилась под управлением Ставропольской кафедры и входила в состав сначала Кавказской, а с 1885 года — Ставропольской епархии, основной массив документов по истории православной церкви на Кубани, в том числе раскрывающих деятельность православных библиотек, сохранился в Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК).

В процессе архивных разысканий были проанализированы документы 18 фондов, просмотрено более 90 дел. Это фонды Ставропольской (Кавказской) духовной консистории (ГАСК. Ф. 135), Ставропольского епархиального миссионерского совета (ГАСК. Ф. 439), Ставропольского епархиального училищного совета (ГАСК. Ф. 306), Екатеринодарской духовной консистории (ГАКК. Ф. 689), Екатеринодарского духовного правления (ГАКК. Ф. 690), фонды отдельных церквей и многие другие. Подобными фондами (естественно в других географических реалиях) обладают многие областные (краевые, губернские) исторические архивы, представляющие территории, на которых располагались епархиальные кафедры. В этих фондах, естественно, преобладают документы делопроизводственного происхождения, фонды типичны по своему составу, документы типичны по содержанию, формуляру.

Сразу следует констатировать, что фондов, непосредственно посвященных деятельности православных библиотек на Кубани, мы не нашли. Одновременно практически во всех проанализированных фондах (Ставропольской (Кавказской) духовной консистории, Ставропольского епархиального миссионерского совета, Ставропольского епархиального училищного совета и других) мы находим информацию историко-книжной, историко-библиотечной тематики. Эта информация раскрывает (и отражает) функции перечисленных органов епархиальной власти по управлению деятельностью православных библиотек. Она рассказывает о политике церковной власти по отношению к библиотекам, о проблемах организации, контроля, регламентирования деятельности библиотек. Наиболее представительно и устойчиво эта группа документов содержит информацию об открытии православных библиотек, позволяет воссоздать количественный и качественный состав фондов, порядок их комплектования, источники и объемы финансирования библиотек.

Кроме того, в этих фондах сохраняется много документальных свидетельств об организации книжной торговли при церквах, объявления о выходе в свет новых книг и журналов, рекомендации епархиального начальства о выписке тех или иных изданий, списки книг и периодических изданий для составления православных библиотек и т. д.

К сожалению, в этих документах практически нет информации о содержании и формах работы православных библиотек.

Теперь об отдельных фондах. В ГАСК для нас особый интерес представляли документы Ставропольской (Кавказской) духовной консистории (Ф. 135) как органа епархиального управления. Данный фонд представлен большим количеством делопроизводственных документов, что было связано с усилившейся в ХIХ веке бюрократизацией государственного аппарата, усложнением церковного делопроизводства. Наряду с документацией, на уровне центрального органа управления (Св. Синод), функционировала система делопроизводства на уровне епархий (духовная консистория), благочиннических округов и приходов. Основным отчетным документом Ставропольской духовной консистории перед Св. Синодом был годовой отчет, который являлся своего рода исторической летописью епархиальной жизни. В основу этих отчетов ложились рапорты благочинных и настоятелей монастырей, личные впечатления архиерея от непосредственного знакомства с жизнью приходов, в том числе и состоянием православных библиотек. Такие отчеты содержат сведения общего характера, дают представление о положении дел с православными библиотеками на Кубани и по епархии в целом.

В свою очередь осуществление Ставропольской духовной консисторией надзорных и контролирующих функций по отношению к приходам требовало от священнослужителей предоставления разнообразной отчетной документации (рапортов, донесений, отчетов, описей, ведомостей и т. д.). Именно они содержат важную для нас информацию о православных библиотеках и позволяют из множества документов по отдельным фрагментам составить общую картину функционирования православных библиотек: как мы уже указывали, воссоздать количественный и качественный состав их фондов, порядок комплектования, источники и объемы финансирования. Здесь же имеются сводные данные о количестве церковных и благочиннических библиотек, основные показатели их работы (книговыдача, посещаемость).

Отчеты церковно-приходских школ, Екатеринодарского епархиального женского училища послужили основным источником информации об их библиотеках. Благодаря их регулярной публикации в «Ставропольских епархиальных ведомостях», сведения из отчетов можно подвергнуть сравнительному анализу, проследить динамику развития учебных библиотек. С источниковедческой и поисковой точки зрения следует подчеркнуть, что отчеты епархиальных властей, отчеты учебных заведений православного ведомства регулярно печатались на страницах «Ставропольских епархиальных ведомостей», что сегодня позволяет (в случае утери или гибели документа в архивном фонде) использовать его печатный аналог. Документы, о которых здесь говорилось, чаще всего имели утвержденный формуляр. Это давало и дает возможности «содержащиеся в них отдельные частные факты, сами по себе имеющие ограниченную для исторического исследования ценность, подвергнуть статистической или иной обработке и научной группировке для получения данных обобщающего характера» [5].

Общий вид Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни. Хромолитография. 1911 г.

Занимаясь историей православных библиотек на Кубани, безусловно, следует учитывать, что документы по исследуемой теме могут храниться и хранятся (безусловно, в меньшем количестве и не так системно) в фондах органов государственного и военного управления. Например, начиная с 1798 года по 1804-й, на Кубань частями привозили уникальные церковные книги из библиотеки Киево-Межигорского монастыря. Книги передавались в Екатерино-Лебяжскую Свято-Николаевскую пустынь, в войсковое училище. Небольшое количество служебных книг, церковной утвари из монастыря по решению Св. Синода от 6 октября 1803 года должны были быть разосланы по всем церквям Черномории. Книги из Межигорья легли в основу церковных, монастырских, учебных библиотек Кубани. Контролировала этот перевоз Войсковая канцелярия [6]. И, естественно, документы, отражающие обстоятельства этого перевоза отложились в архивных фондах Войсковой канцелярии (Фонд 249. Канцелярия Наказного атамана Кубанского казачьего войска (Бывшая канцелярия кошевых и войсковых атаманов Черноморского казачьего войска)).

Отдельные документы по истории формирования фондов библиотеки Екатеринодарского духовного училища встречаются в фонде 427 (Коллекция документов по истории просвещения в Черноморском и Кубанском казачьем войске (1806–1919)). Известны немногочисленные материалы по истории православных библиотек в архивных фондах казачьих полков.

Кроме документов массового делопроизводства, в названных архивных фондах сохранились письма, рапорты, прошения отдельных представителей духовенства, посвященные деятельности православных библиотек. Настоятель Андреевской церкви станицы Новотитаровской, протоиерей Михаил Лекторский, в 1908 году в здании женской церковно-приходской школы открыл народную библиотеку-читальню и заведовал ею. В январе 1912 года в письме благочинному 2 округа священнику Георгию Бойко он писал:

«Отчетный год еще раз дал возможность мне убедиться в том, что библиотека – есть [слово неразборчиво] и необходимый помощник священника во всех деталях его пастырского труда. Несмотря на то, что в этом году библиотека в течение почти 5 месяцев не открывала своих дверей, контингент читателей не только не уменьшился против 1910 г., а увеличился. Посетило библиотеку в отчетном году около 400 человек. Из них 250 человек было бравших книги для чтения на дом по билетам. Вообще должен сказать, что влечение к книге в народе крепнет. Жития Святых – излюбленное чтение. Книги по отечественной истории, особенно нового периода, тоже читаются с большим интересом. Из беллетристики большими симпатиями пользуются сочинения Гоголя и [слово неразборчиво]. Ближайшим результатом чтения книг является прежде всего сознательное [слово неразборчиво] приводит к молитве частной и общественной. Затем, книга развеяла в народе массу суеверий, большинство которых, как [слово неразборчиво] соединялось с таинствами и обрядами церкви православной.

В отчетном году в библиотеке состоит книг: 1) религиозно- нравственного содержания 210 томов и названий; 2) исторического – 88; 3) беллетристики – 152; 4) отдел сельского хозяйства и прикладных знаний – 100; а всего – 530 томов и названий» [7].

Жития Святых на месяц Сентябрь. Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1877. Из коллекции Краснодарского краевого музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына

В 1921 году протоиерей Михаил Лекторский был расстрелян, а в 2003 году Священным Синодом Русской Православной Церкви включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Наряду с архивными документами официального происхождения, огромную историческую ценность для исследования православной книжной культуры представляют документы личного происхождения (письма, дневники, мемуары, воспоминания и т. д.). Они передают атмосферу той эпохи, содержат факты и свидетельства о бытовании книги в среде духовенства, о вкладе отдельных деятелей церкви в формирование общественных библиотек, о круге чтения духовенства. Но источников подобного рода сохранилось очень мало.

Среди таких редких собраний – переписка кубанского писателя, смотрителя Екатеринодарского приходского училища Василия Федоровича Золотаренко (Ф. 770) и его дневник [8], а также воспоминания кубанского историка, общественного деятеля Ф. А. Щербины (Ф. 764). Примеров может быть бесконечное множество.

Так, племянники-семинаристы не раз просили В.Ф. Золотаренко выслать им учебники, книги по истории церкви и гражданской истории, по русской словесности, философии. Племянник Василий просит выслать денег, чтобы записаться с друзьями в городскую библиотеку Ставрополя, потому как «ребята наши нуждаются в книгах для чтения, между тем семинарская библиотека их не дает» [9].

В дневниковых записях В. Золотаренко мы читаем: «1847. 23 января. «Мессиада», поэма Клопштока. Чтобы развить воображение для умственного созерцания божественных дел, нужно прочесть «Рай» Мильтона и «Мессиаду» Клопштока. Та и другая суть не что иное, как игра религиозного воображения; их нельзя без особенного умиления читать при благочестивом расположении духа. Поэма Клопштока имеет предметом истину евангельскую о страданиях Спасителя, но форма изложения – чистая фантазия поэта. Он начинает свое описание с Преображения и оканчивает первую книгу молитвою Спасителя в саду Гефсиманском. Удивительно, как неистощима сила воображения гениального поэта: изобретательности нет предела …».

Эти документы интересны, прежде всего, как источник для изучения кубанского читателя. Если письма В. Ф. Золотаренко дают представление о круге обязательного и внеклассного чтения будущих священнослужителей – учащихся Ставропольской духовной семинарии, то в дневнике он рассказывает о впечатлениях, которые на него произвели те или иные прочитанные книги. Примечательно, что дневники и письма свидетельствуют, что в личных библиотеках кубанского духовенства была и православная и светская книга (В. Ф. Золотаренко, И. Д. Попка, о. И. Максимов, протоиерей Симеон Никольский и т. д.).

В сохранившихся письмах И.Д. Попко к ставропольскому духовенству автор часто рассказывает о дарах личных книг в духовные учебные заведения [10]. «… Я считаю, – пишет И. Д. Попко к начальнице Кавказского женского епархиального училища, – нравственной потребностью, нравственным утешением выразить мое глубокое уважение к материнским качествам Вашего сердца; а тем, которые так хорошо его понимают и слушаются и так ангельски пели мне молитву к Божией Матери, посылаю несколько книг и других школьных предметов для небогатой еще их библиотеки» [11].

Из периодических изданий наибольший интерес для изучения истории православных библиотек на Кубани представляют «Ставропольские (Кавказские) епархиальные ведомости», начавшие выходить в 1873 году. Мы уже говорили о том, что с 1843 года религиозная жизнь Кубани проходила под управлением Ставропольской кафедры. Эта подчиненность привела к тому, что на страницах «Ставропольских епархиальных ведомостей» как официального органа епархиальной власти обязательное отражение находила и церковная жизнь Кубанской области.

Ведомости публиковали указы и распоряжения Св. Синода, епархиальной власти, которые самым непосредственным образом оказывали влияние на формирование книжных фондов православных библиотек (о выписке отдельных книг и периодических изданий; разрешения приходам расходовать определенные суммы на устройство библиотек и т. д.). Сообщали они также об открытии церковных, благочиннических библиотек, об организации религиозно-нравственных чтений. Нередко со страниц газеты звучали слова благодарности в адрес священнослужителей и мирян за пожертвованные ими книги в православные библиотеки. Именно из публикаций «Ставропольских епархиальных ведомостей» мы узнаем, что духовенство епархии, преподавательский персонал, кубанская интеллигенция оказывали всестороннюю личную помощь церковным библиотекам, библиотекам православных учебных заведений. Кроме покупки необходимых изданий, библиотеки активно пополнялась частными книжными дарами. В ноябре 1872 года смотритель училища А. Месяцев купил на свои деньги «Латинскую грамматику» Я. Кремера, «Изъяснения Богослужения с церковным уставом» А. Свиркина [12]. В июле 1875 года священник Екатерининской церкви С. Подольский подарил брошюры: «Святыни Киева», «Троице-Сергиева Лавра» и «Соловецкий монастырь» [13]. В июне 1899 года и в октябре 1900 года правление училища на страницах «Ставропольских епархиальных ведомостей» выразило благодарность благочинным: С. Мищенко, Н. Парадиеву, Е. Кудрявцеву, Е. Соколову, А. Молчанову, В. Семенову, П. Бутаковскому – за их моральную и материальную поддержку в деле улучшения библиотеки [14].

Из опубликованных источников, наряду со «Ставропольскими епархиальными ведомостями», в первую очередь нами были изучены законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие деятельность православных библиотек и отражающие политику государства, Св. Синода в этом направлении [15]. Такими историческими источниками официального характера, в первую очередь, являются законодательные акты, опубликованные от имени правительства или Святейшего Синода. На основании этих законов издавали соответствующие распоряжения епархиальные органы. Очень важны, например, указы, вошедшие в «Полное собрание законов Российской империи» (важнейшие из них Святейший Синод издавал в XIX веке отдельными сборниками). «Собрание первое» из этого состава охватывает время с 1649 года по 1825 год; «Собрание второе» – с 1825-го по 1881 год; « Собрание третье» – с 1881 года по 1913 год. Как источник необходим и «Свод законов Российской империи» (1832), состоящий из 15 томов, с 1864 года – из 16 томов. Из них следует выделить I, IX, X, ХII–ХIV тома, содержащие материалы, наиболее важные для истории церкви. В 1841 году выходит «Устав Духовных консисторий», который становится основным руководством для епархиального управления до 1917 года (переиздан в 1883 году с незначительными изменениями).

Существенно дополняют архивные документы справочные и статистические издания. В частности «Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии» [16] содержит историко-статистический обзор духовных учебных заведений Северного Кавказа, где имеется материал и о библиотеке Екатеринодарского духовного училища. Сведения о наличии церковных библиотек в некоторых приходах дает «Справочник по Ставропольской епархии» [17]. «Справочная книжка по библиотечному делу, книжной торговле и издательству» представляет собой систематический сборник законов, циркуляров и разъяснений о библиотеках, книжной торговле, типографиях и т. п. Рассматривается составителем и нормативно- правовое регулирование деятельности библиотек духовного ведомства [18].

Важное место среди опубликованных источников занимает сборник «Православная Церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.)» [19]. В нем впервые представлен большой комплекс уникальных архивных документов, отражающих основные аспекты деятельности Русской Православной Церкви на Кубани в указанный период. Среди них документы, посвященные деятельности библиотек православных учебных заведений, прошение войскового атамана Т. Т. Котляревского о доставлении на Кубань ризницы и библиотеки Киево-Межигорского Преображенского монастыря, ряд документов, содержащих информацию об организации церковных библиотек и т. д.

То есть, в каждом случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда, во- первых, история различных социальных институтов представлена различными «преобладающими» видами источников, каждый из которых дает представление об отдельных сторонах деятельности этих социальных институтов (в том числе и православных библиотек). Кроме того, в реконструкции различных периодов региональной библиотечной истории мы будем вынуждены опираться на совершенно различные комплексы источников. Не потому что одни важнее, а другие нет, а потому, что сохранность различных видов источников различна. Так, реконструируя историю православных библиотек на Кубани, мы практически, как уже указывали, не нашли документов личного происхождения. В то же время, представительно сохранились делопроизводственные документы всех уровней епархиального управления. С «источниковедческой» точки зрения всякое историческое исследование может быть продолжено. Всегда существует надежда (и объективная реальность), что найдутся неучтенные источники. В сообщении мы рассказали только об опыте конкретной работы, о «начале» изучения истории православных библиотек Кубани. Но проанализированные нами источники представляются наиболее типичными не только по Кубани, не только по Ставропольской, но практически по любой епархии, то есть обращение к ним может быть полезным для историка православных библиотек любого региона.

Л.С. ФИНОГИНА,

преподаватель кафедры общего библиографоведения и книговедения

Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Материал опубликован: Финогина Л.С. Из опыта изучения истории православных библиотек на Кубани (XIX-нач. XX вв.) // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований. Вып. 5. Сб. статей / КГУКИ; ДГПБ. Краснодар, 2009. С. 125-136. 

Источники и примечания:

1. Слуцкая С. А. К вопросу о типологии епархиальных краеведческих изданий второй половины XIX – начала XX в. // Книжное дело в России во второй половине XIX – начале XX в. : сб. науч. тр. СПб., 1994. Вып. 7. С. 140 – 160.

2. Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее : учеб. пособие. М., 2002. 256 с.

3. Беликова Н. Ю. Православная церковь и государство на юге России (конец XIX – первая треть ХХ в.): монография. Краснодар, 2004. 162 с.

4. Например, в Государственном архиве Ставропольского края в фонде 135 (Кавказская (Ставропольская) Духовная консистория) в описи № 1 из 937 дел осталось 170; в описи № 66 из 1329 дел осталось 277.

5. Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации ХIХ – начала ХХ вв. М., 1979. C. 6.

6. Короленко П. П. Древние сведения о Межигорском монастыре. Екатеринодар, 1885. 30 с. [Отд. отт.]

7. ГАСК (Гос. арх. Ставропольского края). Ф. 439. Оп. 1. Д. 75. Л. 17–17 об.

8. Мельников Л. М. Интеллигентный черноморец 40-х годов. Прил.: Из дневника В. Ф. Золотаренко. 1841–1847 гг. Екатеринодар, 1901. С. 490.

9. ГАКК (Гос. арх. Краснодар. края). Ф. 770. Оп. 1. Д. 2. Л. 68 об.

10. Ашихмина А. В. Из эпистолярного наследия И. Д. Попки // Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность : сб. ст. Краснодар, 2007. Вып. 4, ч. 1. С. 186–188.

11. В примечании к публикации письма в «Ставропольских епархиальных ведомостях» перечислены подарки, сделанные библиотеке епархиального училища, «(*) Книг в переплете 8, в бумажной обертке 56, в иллюстрированных тетрадках 17, рельефный атлас 1, картин 3».

12. ГАКК. Ф. 492. Оп. 1. Д. 22. Л. 136 об.

13. Там же. Д. 45. Л. 48–48 об.

14. Ставропольские епарх. ведомости. 1899. № 13. С. 608; 1900. № 22. С. 1268.

15. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Петроград, 1915. Т. 18; Устав Духовных консисторий. СПб., 1871. 620 с.; Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Ф. Федотов. СПб., 1907. 448 с.; Малютин Ф. Извлечение из Свода законов Российской империи узаконений, относящихся до духовного ведомства православного исповедания. СПб., 1863. 422 с.

16. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868. Вып. 1.

17. Справочник по Ставропольской епархии / сост. свящ. Н. Т. Михайлов. Екатеринодар, 1910. 500 с.

18. Справочная книжка по библиотечному делу, книжной торговле и издательству / сост. В. Н. Чарнолуский. Петроград, 1914.

19. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.): сб. док. Краснодар, 2001. 728 с.

(230)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *