Из Житомира пришло письмо от церковного историка Игоря Валерьевича Александрова, который в своем архиве обнаружил документ, свидетельствующий, хоть и косвенно, но в очередной раз подтверждающий, характер насильственной гибели приснопоминаемого владыки Памфила (Лясковского). Ниже публикуем его статью.
20-30-е гг. ХХ столетия для Русской Православной Церкви были эпохой величайшего испытания, эпохой гонений и мужественного стояния в Истине, в верности Богу и Церкви. В эти годы на Кубанской кафедре одним из исповедников был владыка Памфил (Лясковский).
На протяжении многих лет его жизнь и деятельность помогает Кубанской епархии изучать Марина Вячеславовна Бравкова. Она обратилась ко мне с просьбой помочь в сборе документов, связанных с Волынским периодом жизни владыки. На протяжении пятнадцати лет исследую историю Волынской епархии. За этот период накопилось немало документальных сведений о владыках, служивших на Волыни или уроженцев Волынского края. Одним из них и является епископ Памфил (Лясковский). Именно в моём архиве нашел важное свидетельство о гибели владыки. Но всё по порядку. Задался вопросом: откуда идёт информация о том, что владыка добровольно ушёл из жизни? Может это ошибка? В свидетельстве о смерти написано, что умер от «самоповешения». По мнению современников, которые собраны Мариной Вячеславовной, владыка был убит. Итак, память церковная не согласна была с мнением властей, хотя бы потому, что это было мнение богоборцев преследовавших владыку. Для разрешения этого противоречия очень важно собирать документальные свидетельства о гибели владыки.
Первый раз о мученической кончине владыки сообщил в 1957 году протопресвитер М. Польский в книге «Новые мученики Российские» часть 2. Он пишет: «23-го января 1935 года владыку Памфила нашли рано утром подвешенным на дереве в саду дома, где он жил последнее время. Обстоятельства, при которых произошло это трагическое событие, остались невыясненными, так как власти не производили расследования, а тело его доставили в анатомический театр Кубанского Медицинского Института… Так загадочно закончилась жизнь ещё одного Архипастыря, которому пришлось взойти на Голгофу служения в Кубанской Епархии в те времена…»1. Сообщение о гибели владыки представил протопресвитеру священник С. Б., который, по всей вероятности, хорошо знал жизнь Кубанской епархии в 20-30-е гг. ХХ столетия. Итак, мы видим автор книги, выражает глубокое сомнение в самоубийстве владыки и прямо пишет, что он взошел на Голгофу.
Вторым письменным упоминанием о смерти владыки Памфила была статья митрополита Мануила (Лемешевского) в его знаменитом труде «Русские Православные Иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)». Работа велась на протяжении многих десятилетий и была готова в машинописном виде в 1966 г.
Свой труд митрополит Мануил писал, опираясь на архивы Патриархии, частные архивы, воспоминания очевидцев и литературные источники. В статье о епископе Памфиле он допускает ряд биографических ошибок, которые брались из документов архива Патриархии. На базе этого архива он сообщает о смерти владыки: «10 января 1936 г. окончил жизнь самоубийством, чрез удушение в архиерейском саду во время острого психического припадка»2. Здесь автор от себя добавил: «во время острого психического припадка». Предполагаю, что этой фразой он пытался хоть как-то смягчить факт, который сообщал. Думаю, что митрополит знал и общее мнение в Церкви – владыку убили. Здесь необходимо учитывать, что труд писался в советское время и автор не мог отходить от официальной версии гибели епископа Памфила.
Поскольку работа митрополитом Мануилом велась с привлечением огромного числа людей из различных епархий, то труд его был широко известен. Он распространялся в машинописных копиях и на него писались замечания и отзывы. Одним из авторов таких поправок был архимандрит Спиридон (Лукич). Копия «Дополнений и правок к «Каталогу Русских Архиереев за последние 60 лет» митрополита Мануила сделанных архимандритом Спиридоном (Лукичем) хранится в моем архиве.
Несколько слов об архимандрите Спиридоне (Лукиче). С 9 лет учился в художественной мастерской Киево-Троицкого Ионовского монастыря. С 1921 по 1926 год послушник Киево-Печерской Лавры. Затем служил в сане иеромонаха. В 1937 г. арестован в Житомире и 10 лет находился в заключении. В 1955 году реабилитирован. Служил в различных епархиях. Пользовался большим авторитетом среди духовенства. Епископ Сергий (Ларин) его характеризовал так: «Скромный инок, горящий пламенем веры, пастырь-патриот, преданный сын Святой церкви и великий радетель иноческого жития – аскет»3. Бог ему дал долгий век. Ему суждено было дожить до открытия Киево-Печерской Лавры и стать первым духовником возрождённой Лавры. Почил исповедник 2 сентября 1991 года.
Предоставляю свидетельство столь авторитетного духовного лица о гибели владыки: «Памфил (Лясковский). Сведения об обстоятельствах кончины – неточные: кончина произошла не в архиерейском саду (да и какой архиерейский сад и дом мог быть в 30-тых годах.) т.к. жил он на частной квартире у местного диакона. Смерть последовала не от самоудавления, а – насильственно, т.к. во рту его найдена была тряпка, глубоко забитая в горло, чтобы воспрепятствовать крику о помощи. По-видимому, петля была накинута чей-то чужой рукой. Настоящие сведения – совершенно точны»4.
Мы предполагаем, что эта статья о владыке Памфиле (Лясковском) была написана архимандритом Спиридоном в конце 50-х начале 60-х гг. ХХ ст. Ценнейший документ позволяющий сделать ещё один шаг к восстановлению истины, признания мученического конца владыки. На этот раз мы располагаем документом иерея, который в категорической форме утверждает об убийстве владыки. Для подчёркивания своей мысли он завершил свидетельство словами: «Настоящие сведения – совершенно точны».
Но откуда мог знать архимандрит Спиридон обстоятельства гибели владыки Памфила? В 1936 г. он проживал в Житомире, здесь арестован и десять лет находился в заключении. Вероятно, ему их сообщил тот, кто был свидетелем гибели владыки. Это позволяет архимандриту Спиридону описать детали гибели архиерея-мученика. Сообщивший имел большой авторитет в глазах иерея-исповедника Спиридона (Лукича). И моральный вес сообщившего был настолько высок, что Спиридон (Лукич) счёл долгом написать митрополиту Мануилу опровержение утверждение о самоубийстве владыки.
Надеюсь, что найденный документ послужит ещё одной ступеней к установлению истинной картины гибели епископа Памфила (Лясковского)
И.В. АЛЕКСАНДРОВ
- Протопресвитер М. Польский Новомученики Российские. Втрой том собрания материалов. Репринт. – Москва: из-во «Светлячок». – С. 115.
- Митрополит Мануил (Лемешевский) «Русские Православные Иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)». – Енгланд, 1987. – С. 351.
- Архив Житомирской епархии УПЦ. – Дело Спиридона Николаевича Лукича. Архимандрит
- Архив автора статьи.
Сайт Екатеринодарской епархии//Комиссия по канонизации святых
(363)