Религиозная жизнь православных Кореновского района (конец XVIII – XX в.)

В 1797 г. в курене Дядьковском, основанном запорожскими казаками было разрешено выстроить храм во имя Пророка Илии, а священником определить Мирона Трофименко[1]. Храм действительно был заложен к декабрю 1797 г., но назван в честь святого Саввы Освященного [2]. Согласно исповедной росписи 1810 г. в Дядьковском куренном селении функционировала двуприходная церковь в честь св. Саввы Освященного. Священником, окормлявшим приход в то время являлся отец Иоанн Носик (40 лет)[3]. Вторым священником этой же церкви стал отец Стефан Малый [4].

Поскольку в документах она значится двуприходной, мы можем предположить, что её священники окормляли жителей Дядьковского и Кореновского запорожских куренных селений.

В 1827 г. Малобейсугский курень был переименован в Дядьковский. А первый Дядьковский курень был объединён с куренём Кореновским [5]. Церковь Саввы Освященного и её священнослужители, как и раньше продолжали окормлять прихожан этих двух территорий, объединённых под единым названием курень Кореновский. Из-за многочисленности прихода к церкви был пристроен придел в честь св. Николая, тем самым площадь для удобства молящихся была расширена [6].

В 1900 г. в станице была построена Успенская церковь, деревянная на кирпичном фундаменте, крытая железом с деревянной колокольней и деревянной оградой [7]. К ней был отчислен один штат священно-цековнослужителей и одна треть прихожан [8]. В 1909 г. священниками этих двух церквей являлись: Павел Васильевич Калиновский, Пётр Максимович Назаренко и Николай Андреевич Волоцкий [9]. С 1911 г. к прежним священникам Саввинской церкви добавляется Семён Васильевич Ковалёв, а к Успенской с 1910 г. Герман Владимирович Чистяков [10].

Итак, Малобейсугскому куренному селению, заселённому в 1822 г. и основанному на реке Малый Бейсуг в 1827 г. было дано название Дядьковский. Здесь «тщанием прихожан» в 1829 г. была построена деревянная церковь в честь св. апостолов Петра и Павла [11]. В ревизской сказке за 1835 г. она значится как молитвенный дом Дядьковского куреня [12]. Первым священником в 1929 г. стал Спиридон Васильевич Мищенко, дьяконом Венедикт Никитич Чорный [13].

В 1842 г. куренное селение Дядьковское было переименовано в станицу, а в ревизской сказке за 1858 г. молитвенный дом значится уже как «однокомплектная» (штат служителей, состоящий из 1 священника и 1 дьячка – С. Г.) Петропавловская церковь [14].

Приходская жизнь в куренных селениях шла своим чередом, без церкви и священника не решалось ни одно дело как частного так и общественного значения. Священник выполнял все просьбы прихожан, например, обвенчать молодых, окрестить новорождённого, отпеть покойного, отслужить молебен на урожай или от падежа скота. Священник напутствовал воинов, иногда вместе с новобранцами шёл на войну. Те священники, которые не могли лично участвовать в военных действиях, осуществляли благотворительную деятельность, направленную на оказание всесторонней помощи семьям воинов.

В благодарность духовенству за его труды сельское общество выделяло помощников для работы на его подворье, платило деньгами за требы, обеспечивало натуральными продуктами. Хозяйство батюшки, как и любой другой казачьей семьи, было немалым. Как правило, оно включало собственный дом, амбар, сарай, фруктовый сад, рогатый скот, иногда земельный надел. Так, рогатый скот, принадлежащий семье о. Стефана Малого состоял из 6 рабочих волов, 19 стельных коров, 19 быков от 4 до 7 лет, 8 тёлок от 4 до 9 лет, 9 коров, 1 бугая, 30 овец [15].

Станица Платнировская была основана в 1794 г. в числе первых куренных селений территории войска Черноморского. Получив разрешение на строительство, первоначально был выстроен молитвенный дом в честь св. апостолов Петра и Павла. Известно, что одним из первых священников, служивших здесь был отец Яков Говорусский, умерший в 1819 г. [16].

В 50-х гг. XIX в. молитвенный дом уже назывался Петропавловской церковью[17].

В Клировых ведомостях за 1914 г. и справочнике Н. Т. Михайлова говорится, что Петропавловская церковь была построена в 1886 г. (Возможно вместо старой Петропавловской, которая пришла в ветхость – С.Г.). Она была деревянной, с колокольней, на каменном фундаменте, крытая железом. В ней было 2 придела: главный в честь св. Петра и Павла, второй в честь Архангела Михаила. Если с 1797 г. штат на приходе был двучленным и состоял из священника и псаломщика, то уже с 1812 г. пятичленным: 2 священника, 1 дьякон и 2 псаломщика. В 1883 г. приходским священником являлся Василий Михайлов [18]. С 1906 г. на приходе был открыт третий штат из священника и псаломщика, который был причислен к новой Троицкой церкви. Первым священником Свято-Троицкой церкви стал Филипп Семёнович Шамрай (сын священника из казаков ст. Платнировской). Свято-Троицкая церковь ст. Платнировской, была «построена в 1903-1906 гг., кирпичная на таком же фундаменте, покрыта оцинкованным железом, колокольня из того же материала, вокруг железная решётчатая ограда» [19].

Станица Сергиевская была основана в 1794 г. в числе первых куренных селений бывшего Черноморского войска. На основании указа епископа Феодосийского и Мариупольского Иова, к декабрю 1797 г. в станице был заложен первый храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Священником к храму был определён Яков Говоруский [20].

Опираясь на данные ревизской сказки за 1858 г., мы можем предположить, что в 30-х гг. XIX в. была построена и открыта Свято-Покровская церковь.

По данным священника Н. Т. Михайлова, Покровская церковь 14 апреля 1908 г. по неизвестной причине сгорела. В этом же году был оборудован временный молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы [21].

Станица Раздольная. 19 марта 1888 г. хутора на р. Кирпили в юрте ст. Воронежской были объединены в пос. Праздничный. Сразу же было отведено здесь место под строительство церкви. Новая церковь в 1891 г. была освящена во имя Вознесения Господня.

Первым священником церкви пос. Праздничного стал Леонтий Васильевич Шрамко, которому в 1892 г. было 34 года.

Церкви принадлежал деревянный крытый железом дом на церковной площади, подаренный казаком Василием Безбородовым для помещения церковно-приходской школы. На Бейсужских хуторах урядник Сергей Ерыгин построил в 1901 г. и подарил церкви под помещение школы кирпичное здание, стоимостью 3000 руб. [22].

«28 мая 1901 г. было утверждено постановление о преобразовании пос. Праздничного в ст. Раздольную. Преобразование произошло в июле 1903 г.» [23].

Станица Журавская была основана как хутор Журавский в 1879 г., который в 1908 г. переименован в станицу. По данным клировых ведомостей церковь была «построена в 1892 г. тщанием прихожан, освящена в том же году 19 мая». Однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней была деревянная на каменном фундаменте, крытая железом, холодная, ограда деревянная. Первым священником стал Гавриил Дмитриевич Тростянский.

Необходимо отметить большую любовь наших предков к старым храмам, которые долгое время бережно сохранялись и использовались под те или иные церковные нужды. Прихожане соперничали между собой и не останавливались перед затратами личных и общественных средств. Так, в ст. Платнировской на строительство кирпичного храма было затрачено 175, 234 руб. в ст. Кореновской – 446, 800 руб. [24].

С конца 1928 по 1929 г. начали быстро нарастать массовые гонения и репрессии против всех течений Русской православной церкви, возникших в результате «обновленческого» и «григорианского» расколов. «Период относительно спокойных контактов с религиозными организациями СССР сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви, – пишет М. В. Шкаровский. – Это было связано с принятием общего курса руководящей группы ЦК ВКП(б) во главе с Ген. секретарём И. В. Сталиным на свёртывание НЭПа, насильственную коллективизацию, обострение классовых отношений в городе и деревне» [25]. К 1931 году в Кореновском районе оставалось 2 молитвенных дома патриаршей ориентации, 19 – обновленческой. Священнослужителей: 8 «тихоновцев», 52 «обновленца» [26].

С приходом советской власти храмы на приходах разрушались, многие закрывались и обращались в места увеселения (клубы) и свалки нечистот, отдавались под зернохранилища. На Кубани большинство храмов было закрыто после 1933 г.

В 1933 г. на Кубани был страшный голод, который унёс тысячи людей. Жители ст. Дядьковской вспоминают: «местный батюшка в 1933 году ещё вышел святить паски и упал, и умер батюшка. Батюшку забрали хоронить в Краснодар. Кадацкий это фамилия ево, по моему Алексей. Мама казала: «який был отец Алексей хороший». Конечно старенький, но нэ такый старенький ему далы покушать, вин все покушал, мама казала Пасху отслужил, ище вышел водичкой побрызгал у церкви, а уже на двори вин не змог… ити боялись, у пазуху ховали шоб не отнял нихто» [27].

Несмотря на отсутствие храмов, верующие станицы продолжали молиться в домах перед уцелевшими иконами и святынями храма.

Поколение людей, родившихся в 30-40-х гг. XX в. жили традициями и культурой советской эпохи. Советские праздники, обряды, насаждавшиеся в станицах, не смогли окончательно переделать и создать нового человека, подменить веру. Люди продолжали тайно крестить детей, отпевать умерших, праздновать престольные дни и т. д. Среди станичников всегда были исповедники веры, продолжавшие жить церковной жизнью. Благодаря им открывались молитвенные дома в 60-е гг, сохранялись «святыни» старых храмов, осуществлялись паломнические поездки.

С приходом на Кубань немцев наблюдалось возрождение церковной жизни. Практически во всех станицах Кореновского района были возобновлены богослужения. Немецкое командование пыталось показать кубанцам свою лояльность к традиционным ценностям казачества, что выражалось в разрешении местным открывать храмы, наделении казаков землёй, формировании казачьих отрядов и др. мероприятиях, которые должны были показать людям «позитивное будущее» под руководством Германии. Так в период оккупации на Кубани было открыто: 100 тихоновских и 92 обновленческих прихода [28].

В этот же период Церковь все свои возможности и силы бросила на борьбу с врагом. За 1944 г. в Кубанской епархии патриаршей церковью было собрано 600 000 руб. на танковую колонну им. Александра Невского. Обновленцами, на нужды обороны, также собрано до 700 000 руб. [29].

Верующие станиц Кореновского района приняли активное участие в сборе денег в помощь воинам. Прихожане Свято-Троицкого храма ст. Платнировской собрали большую сумму денег на восстановление танковой колонны. В знак благодарности в ст. Платнировскую была направлена телеграмма от И. В. Сталина: «Прошу передать верующим Платнировской Троицкой церкви, собравшим средства на строительство танковой колонны защитник юга мой искренний привет и благодарность Красной Армии» [30].

Крестные ходы всегда являлись неотъемлемой частью церковной жизни. В период оккупации был восстановлен обычай хождения по домам верующих священника с молитвой на Рождество Христово, Крещение Господне и др. праздники. Уполномоченный по делам РПЦ по Краснодарскому краю докладывал, что «эти хождения приняли массовый характер, подняли дух духовенства, т. к. оно принималось с почётом не только верующими, но и в ряде случаев и не верующими». В некоторых станицах крестные ходы на Крещение 1944 г. проходили с огромным участием местных жителей, военных, председателя Совета, который и дал разрешение на проведение хода. Священник Петропавловского молитвенного дома ст. Дядьковской, говоря о крестном ходе заявил: «Мы создали такой крестный ход на реку, о котором говорят и сейчас не только у нас, но даже в окружающих станицах» [31]. Были также возобновлены: крестные ходы вокруг церкви по случаю престольных праздников, обновления икон; крещение жителей станиц, которых не смогли окрестить в детстве по причине гонений на Церковь [32].

Дальнейшая послевоенная жизнь прихода была направлена на то, чтобы местные и высшие руководящие органы утвердили (зарегистрировали) открытие православных церквей и молитвенных домов, начавших свою работу во время оккупации и после изгнания немцев. Это была тяжёлая задача, и успех её напрямую зависел от решения местных органов. Как правило, власть на местах занимала позицию игнорирования просьб верующих.

Без наличия здания у общины открытие прихода по советскому законодательству было невозможно. Поэтому верующим приходилось идти на любые условия. Так, в ст. Кореновской во время оккупации в здании школы был открыт молитвенный дом, на его восстановление община затратила 20 тыс. руб. В 1943-44 гг. райисполком изъял здание. Несмотря на ходатайство верующих другого помещения им предоставлено не было. Тогда община в 1949 г. приобрела у местного колхоза «Большевик» дом за 70 тыс. руб., оформив договор купли-проджи, зарегистрированный и засвидетельствованный Кореновским сельисполкомом. Договор вскоре был расторгнут, т. к. закон гласил: «религиозные организации не являются юридическим лицом и приобретать в собственность строения не могут». Община опять осталась ни с чем [33]. В некоторых станицах местные власти грубо и бесцеремонно обращались с верующими. Так, в ст. Дядьковской председатель колхоза «Парижская коммуна» в апреле 1944 г. «в отсутствие представителей церковного совета общины, взломал замок и выбросил из занимаемого верующими здания всё культовое имущество и изъял из их пользования это здание». В конце мая 1944 г. по решению Дядьковского сельисполкома общине был продан дом за 15 тыс. руб. Вскоре Кореновским райисполкомом сделка была расторгнута, т. к. община не являлась юридическим лицом, а 15 тыс. руб. решили зачислить в госфонд Дядьковского сельисполкома. Верующие ходатайствовали о передачи этого дома в аренду, мотивируя тем, что он был приспособлен ими под храм и на его ремонт они затратили 80 тыс. руб. [34].

Как правило, взамен верующим, на правах аренды, отдавались колхозные дома, требующие либо капитального ремонта, либо находящиеся на окраине станицы, либо малой вместимости, что не могло удовлетворить верующих. Причиной отказа могло быть отсутствие финансов, а также морально-этические принципы. Как упоминалось выше, храм для верующего человека — это святое место и всё что связано с ним было дорого прихожанам. Поэтому неслучайно верующие просили вернуть уцелевший храм либо дом, где происходили богослужения во время оккупации или дом, сложенный из материалов разрушенного храма или помещение, в котором в своё время проживал священник. В случае отказа от предлагаемого здания и не найдя взамен другого, в течение месяца, община считалась по закону «самораспустившейся».

Политика государства по отношению к церкви ещё более ужесточилась с 1958 г. Если в 30-х гг. официально никогда не ставилась цель полного уничтожения религии в стране, то в 60-е гг. речь велась о её искоренении. В это время в функции настоятеля входило только духовное окормление прихожан, наблюдение за благолепием и уставностью богослужений. Хозяйственные и финансовые вопросы были возложены на приходское собрание и приходской совет, абсолютно «мирской» по своему составу, во главе с председателем – старостой. Конечно же принятие такого устава было вынужденной мерой, спровоцированной государством. Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в ложное положение, затрудняло духовное окормление паствы, порождало конфликтные ситуации. Власть старост, не всегда имевших твёрдые христианские убеждения, приобретала непомерные масштабы.

Петропавловский молитвенный дом в ст. Дядьковской

Петропавловский молитвенный дом ст. Дядьковской был открыт в период немецкой оккупации, которая в Кореновском районе длилась с 6 августа 1942 г. по 11 февраля 1943 г. [35]. Богослужения проводились в здании клуба колхоза «Парижская коммуна». В это время приход входил в число обновленческих. После ухода немцев был закрыт. С 17 мая 1944 г. молитвенный дом располагался в жилом доме. В 1945 г. церковной общиной был куплен дом для размещения в нём церкви. Это турлучное здание, с железной крышей. Площадь его составляла 102 квадратных метра. Настоятелем церкви с декабря 1943 г. стал Ярошевич Иоанн Мануилович. После него на приходе служили священники: Тесленко Онисим Ефремович, Белов Николай Афанасьевич, Терновский Сергей Павлович, иеромонах (Сипетов) Палладий. 4 марта 1961 г. религиозная община была снята с регистрации «как маломощная». По словам Уполномоченного по делам РПЦ «за период 8 месяцев, как не проводится церковная служба, особой активности за её возобновление верующие этой станицы не проявляли. Посещаемость церковных служб составляет 25-40 человек» [36].

Платнировская ст. Храм

Свято-Троицкая церковь ст. Платнировской была закрыта в 20-е годы XX в. Были разобраны купола и возведена плоская крыша. Помещение использовалось колхозом для хранения зерна. В период немецкой оккупации верующие вновь стали молиться в храме. После ухода немцев здание церкви было передано верующим, которые пользовались им до 1963 г. С разрешения Уполномоченного, 26 октября 1962 г. Кореновский райисполком изъял церковное здание. Общине было предоставлено право иметь для молитвенных целей здание на правах аренды. В 1964 г. церковная община была вынуждена купить дом в ст. Платнировской по ул. Казачей д. 94, площадью 92 кв. метра, которое было переоборудовано для молитвенных целей. Колхоз вновь стал использовать храм под складские помещения. В 1964 г. из-за пожара сгорела крыша и остались кирпичные стены. Священниками Свято-Троицкого храма ст. Платнировской с 1943 г. служили: Каргашинский Дмитрий Никифорович, протоиерей Костенко Александр, протоиерей Григорий Мефодиевич Харибин, иегумен (Дешко) Евфимий, Нечаев Василий Кузьмич, протоиерей Лозовой Трофим Константинович, Кнопов Иван Павлович, Третьяченко Андрей Карпович, Авденин Анатолий Филиппович, Афанасьев Гавриил Васильевич, Мартыненко Алексей Семёнович, протоиерей Понамарёв Иван Павлович, Руднев Милий Васильевич, протоиерей Панков Владимир Константинович. В 1987 г. в молитвенном доме случился пожар, в результате которого церковь сгорела. С 1990 г. настоятелем отстроенной церкви стал отец Виктор Сорока [37].

Свято-Покровский молитвенный дом ст. Журовской был открыт в период немецкой оккупации в бывшей церковной сторожке. Это одноэтажное, обложенное жжёным кирпичом крытое железом здание, переданное во временное пользование станичной администрацией верующим. В 1950 г. они были вынуждены купить уже собственное турлучное здание общей площадью 36 кв. метров. С 1845 по 1960 гг. настоятелями храма являлись священники: Моисеенко Иван Филимонович, Потытняков Дмитрий Андроникович, Дылев Емельян Трофимович, Рябуха Авксентий Петрович, Кубанский Георгий Захарьевич, Алексеенко Василий Поликарпович, Белик Пётр Петрович, Никифоров Иван Степанович, иеромонах (Мишин) Серафим, Портнов Косма Алексеевич, Толоков Евгений Дмитриевич, Ревнивцев Павел Васильевич. Молитвенный дом был закрыт, а церковь снята с регистрации 30 мая 1960 г. по причине маломощности прихода, который был приписан к более мощному – храму ст. Выселки [38].

Покровскую церковь ст. Сергиевской, построенную станичниками в 1908 г. закрыли в 1934 г. В это же время был уничтожен иконостас, снят церковный купол. С 1935 г. в нём расположился клуб. В период немецкой оккупации – 26 сентября 1942 г. в церкви возобновились богослужения, но уже в 50-х гг. верующие были выгнаны из помещения. Ими была куплена турлучная хата без фундамента, крытая железом и приспособленная для молитвы. На приходе с 1945 по 1958 гг. служили священники: Степыка Феодосий Пркофьевич, Ярошевич Иоанн Мануилович, иеромонах (Карпенко) Афанасий, Трут Максим, иеромонах (Литвиненко) Виталий, Медведев Захарий Дмитриевич. В 1960 г. молитвенный дом был снят с регистрации по причине маломощности и приписан к молитвенному дому ст. Дядьковской. В своём отчёте архиепископу благочинный Кореновского района Акинфиев Александр Петрович писал: «Посещаемость приходов благочиния слабая. Молитвенный дом ст. Сергиевской в воскресные дни посещает 15-20 человек престарелых женщин… – одни и те же лица. Всё это наводит на уныние, которое преодолеваю своей собственной верой» [39].

Свято-Успенский молитвенный дом ст. Кореновской начал действовать с 1942 г. Юридически община была зарегистрирована 21 декабря 1944 г. Священниками, окормлявшими приход с этого времени являлись: Верховов Иван Степанович, Титов Павел Григорьевич, Колесник Николай Симонович, Кнопов Иван Павлович, иеромонах Флавиан (Осколков Владимир Николаевич), архимандрит Виссарион (Макаров Владимир Фёдорович) [40].

Таким образом, духовная составляющая жителей станиц Кореновского района, как и всех кубанцев в рассматриваемый период имела волнообразный характер, первоначально это активное созидание храмов, церковных школ. Православие пронизывало все стороны их жизни, начиная с обрядовой стороны, кончая исповеданием её ценою жизни в годы гонений. В советский период, с 1920 по 1943 гг. под нажимом государства большая часть жителей отступила от открытого исповедания веры. Период с 1943 по 1948 гг. характеризуется духовным подъёмом в народе, когда открываются храмы, духовные семинарии, возобновляются крестные ходы и т. д. С 1948-1958 гг. храмы открывать уже запрещалось, некоторые закрывались, но положение церкви было стабильным. С 1958 — 1987 гг. новый период гонений на церковь, один из самых жестоких: разложение её изнутри, путём искусственного изменения канонических основ её существования. Верующие лишались свободы действий и вновь вынуждены были молиться тайно и в меньшинстве. Период с 90-х гг. XX в. по 2000 г. называется «новым крещением Руси» и характеризуется возрождением православной жизни, восстановлением храмов и приходских традиций до уровня начала XX в.

С.Н. ГЕТМАНСКАЯ,

к.и.н.,  старший научный сотрудник

НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор»

Примечание

  1. Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 250. Оп.1 Д. 28. Л. 139, Л. 168.
  2. ГАКК. Ф.690. Оп.1. Д. 66. Л. 451-451об..
  3. Там же. Д. 150. Л. 4.
  4. Там же. Д. 177. Л. 265 об.-266.
  5. Матвеев О. В. Из истории церковных приходов ст. Дядьковской (1828-1918 гг.) // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 6. Краснодар, 2011. С. 54.
  6. Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. Ставрополь, 1901. С. 99.
  7. Государственный архив Ставропольского края (далее – ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-63.
  8. Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. Ставрополь, 1901. С.99
  9. Кубанский сборник на 1909 год. Екатеринодар, 1909. С. 243.
  10. Государственный архив Ставропольского края (далее – ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-63.
  11. Матвеев О. В. Указ. соч. С. 55.
  12. ГАКК. Ф. 250. Оп.2. Д. 982. Л. 4.
  13. ГАКК. Ф.690. Оп.1. Д. 177. Л. 333 об.-334.
  14. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-63.
  15. ГАКК. Ф. 690. Оп.1. Д. 150. Л. 4-5.
  16. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 982. Л. 85-86.
  17. ГАКК. Ф. 690. Оп. 1. Д. 192. Л. 69 об. – 73.
  18. Кубанская справочная книжка. 1883. Сост. Е. Д. Филицын. Екатеринодар, 1883. Паг. 3 С.18-35.
  19. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1288. Лл. 61-62)
  20. ГАКК. Ф. 250. Оп. 1. Д. 28. Л. 167-168
  21. Справочник по Ставропольской епархии, Ставропольская губерния и Кубанская область: Обзор городов, сёл, станиц и хуторов / сост. свящ. Н. Т. Михайлов. Екатеринодар, 1910. С. 250.
  22.  22.Матвеев О. В. Из истории церковного прихода станицы Раздольной // http://www.arigi.adygnet.ru/slav/Voprosi_kaz_history_and_Cult(Vip_9). С. 193.
  1. Там же. С.194.
  2. Церковная старина на Северном Кавказе. Журнал Ставропольского епархиального Церковно-Археологического общества. Ставрополь, 1910. Вып. 1. С. 296.
  3. М. В. Шкаровский. Обновленческое движение в РПЦ XX века // Учёные записки. Церковная история XX века и обновленческая смута. Вып. 6. М., 2000. С. 36.
  4. Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. – Р-5263. Оп. 1. Д. 1533. Л. 15, 20.
  5. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2007 года — (ПМ КФЭЭ – 2007). Аудиокассета А\к № 3717.Станица (Ст.) Дядьковская. Информаторы (Инф.): Хилько (Рева) Антонина Петровна (1927 г.р). Исследователь (Иссл.): Кузнецова И. А.
  6. 28. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп.1. Д. 3. Л. 1.
  7. Там же. Л. 4.
  8. Там же. Оп. 2. Д. 312. Л. 194.
  9. Там же. Оп.1. Д. 3. Л. 9
  10. ПМ КФЭЭ – 2007. А\к № 4166. Ст. Дядьковская. Инф.: Ткаченко (Старчак) Нина Григорьевна (1936 г.р). Иссл.: Бондарь Н. И.
  11. Ф. Р-1519. Оп.2. Д. 240. Л. 3-5.
  12. 34.Там же. Оп.2. Д. 241. Л. 3-6.
  13. Кубань в Великой Отечественной …1941-1945. Краснодар, 2000. С. 84.
  14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 241. Лл. 17, 48, 57, 61, 88, 89
  15. Там же. Д. 312. Л. 36, 192, 8 — 231.
  16. Там же. Д. 285. Л. 1 — 94.
  17. Там же. Д. 242. Л. 8, 9 — 91.
  18. Там же. Д. 240. Л. 4-125.

(884)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *