На рубеже столетий, в 2000 году, в городе Армавире, вышел историко-биографический словарь «Именитые граждане г. Армавира». В этом замечательном издании нашлось место и для скромного, но на редкость самоотверженного и благородного человека и гражданина, православного священника Леонида Федоровича Дмитриевского.
Из биографического словаря мы узнаем, что отец Леонид родился 8 апреля 1875 г. в семье священника в селе Овсянниково Ковровского уезда Владимирской губернии, умер в 1960 году в городе Армавире и похоронен на городском кладбище. В священнический сан он был посвящен епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафордором 26 декабря 1904 г.С 1904 по 1909 гг. о. Леонид служил священником в Ставропольском женском монастыре, а в 1909 г. получил должность настоятеля Свято-Николаевского храма в селении Армавир. В период своего служения в Армавире о. Леонид неустанно заботился о внутреннем убранстве храма, выписывал из Москвы лучшие иконы, под его наблюдением внутренние стены храма украшались прекрасной росписью с позолотой. Кроме этого при Свято-Николаевском храме был создан многочисленный и высокопрофессиональный хор.
В 1912 году в селении Армавир началось строительство молитвенного дома во имя Святой Троицы (в настоящее время — Свято-Троицкий собор). При этом протоиерей о. Леонид был избран руководителем строительного комитета молитвенного дома. Под его руководством, всего за 4 года, несмотря на военное время, вместо молитвенного дома была выстроена новая, красивая церковь. В 1915 году о. Леонид был избран гласным первой городской Думы города Армавира от духовного ведомства.
В советский период о. Леонид подвергался репрессиям по ст. 58 п. 10, и с 1935 по 1942 гг. находился в ссылке, в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После освобождения из ссылки в августе 1942 г. он приехал в город Армавир и, вначале был назначен настоятелем Свято-Николаевской общины (Свято-Николаевский храм был разрушен еще в 1939 году, поэтому к началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городе фактически оставался единственный православный храм – Свято-Троицкий, на тот момент полуразрушенный), а затем, в декабре 1942 г., — настоятелем Свято-Троицкого храма, первая служба в котором состоялась в День Святой Троицы — 13 июня 1943 года. О. Леонид Дмитриевский, с помощью верующих, произвел внутреннее украшение храма и затем, в течение 8 лет своего настоятельского служения, полностью его восстановил.
За свои заслуги перед отечеством и церковью протоиерей Леонид Дмитриевский был награжден: в 1907 г. – набедренником, в 1908 г. – бархатной скуфьей, в 1929 г. – наперсным крестом с украшениями и в 1932 г. – митрой [1].
«Священник Дмитриевский совершенно не думает о личной жизни. Он служит до изнеможения, были случаи, когда [он] падал [в обморок]. О пище не беспокоится».
Кроме материалов, опубликованных в биографическом словаре, в Государственном архиве Краснодарского края, в составе архивного фонда «Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю», имеются документы, которые проливают свет на ряд фактов, имевших место в жизни протоиерея Леонида Дмитриевского в советский период, а также на отношение к нему окружающих.
В информационном докладе Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю Литвинова Л.Ф. Председателю Совета Карпову Г.Г. от 02.07.1948 содержатся сведения о том, что, при разговоре уполномоченного с церковным старостой церкви г. Армавира о настоятеле храма, последний рассказал следующее: «Священник Дмитриевский совершенно не думает о личной жизни. Он служит до изнеможения, были случаи, когда [он] падал [в обморок]. О пище не беспокоится. Группа верующих взяла на себя попечение о его питании и отдыхе. Он никогда не требует денег за требы, а из получаемых много раздает нуждающимся…». И, после этих слов, староста с восхищением добавляет: «Он – настоящий святой» [2].
17 октября 1946 г. протоиерею Леониду Дмитриевскому, в здании Краснодарского крайисполкома (в настоящее время администрация Краснодарского края по ул. Красной, 35), вместе с другими представителями православного духовенства края, была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уполномоченный Совета по Краснодарскому краю Литвинов Л.Ф. так описывал это событие: «Из награжденных протоиерей Дмитриевский, являющийся большим авторитетом среди верующих, как-то растерялся и на предложение надеть медаль заявил, что он это сделает дома… Епископ объяснил ему значение награды, после этого он надел медаль» [3].
Здесь необходимо уточнить некоторые детали.
Дело в том, что прямых данных о том, что о. Леонид не состоял в обновленческом расколе нет, поскольку в «Справке о служителях культа Краснодарской епархии, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. находились на временно оккупированной немецкими захватчиками территории и являлись организаторами восстановления деятельности религиозных общин на Кубани», составленной уполномоченным по состоянию на 1 июня 1952 года, и содержащей сведения о том, находился ли тот или иной священник в обновленческом расколе или же нет, и если находился, то в какой период времени, сведения о нем отсутствуют, так как о. Леонид, на момент составления списка, находился за штатом [4].
Однако по косвенным данным мы, тем не менее, можем опровергнуть факт возможной принадлежности о. Леонида к обновленческому расколу.
Приводим следующие доказательства нашей точки зрения. В информационном докладе о работе за 4-й квартал 1946 года, уполномоченный отмечает, что при составлении списков для награждения священнослужителей медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», необходимо было исключить лиц, «бывших на оккупированной территории и не проявивших себя положительно». Но, поскольку в Краснодарском крае подавляющая часть духовенства находилась на оккупированной территории, то, после тщательной проверки списка, представленного правящим епископом, в нем было оставлено только 6 человек, из которых 3 «бывших обновленческой ориентации и 3 патриаршей» [5].
Согласно списку «представляемых к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», подготовленного уполномоченным накануне награждения, значились: Бессонов Николай Николаевич, благочинный протоиерей, настоятель Ильинской церкви г. Краснодара, Дмитриевский Леонид Федорович, протоиерей, настоятель церкви в городе Армавире, Иванов Владимир Леонидович, управляющий Кубанской епархией Московской Патриархии, епископ Краснодарский и Кубанский, Колосов Павел Иванович, настоятель молитвенного дома ст. Тимашевской, Маляревский Валериан Степанович, благочинный, протоиерей, настоятель церкви г. Армавира и Миноранский Михаил Иванович, протоиерей, настоятель церкви в городе Сочи [6].
Таким образом, из шестерых награжденных трое – бывшие обновленцы, трое – так называемые «тихоновцы», т.е. сторонники Патриарха Тихона.
В «Справке о служителях культа Краснодарской епархии…», упомянутой выше, содержатся данные о том, что лицами, принадлежащими к обновленческой ориентации являлись: Бессонов (Безсонов) Николай Николаевич, протоиерей, 1893 г.р. и Колосов Павел Иванович, священник, 1897 г.р. [7]. В обновленцах был и сам управляющий в то время Кубанской епархией епископ Флавиан, (в миру Владимир Леонидович Иванов), также получивший правительственную награду [8].
Все трое принесли церковное покаяние и были приняты в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви в памятном 1945 году. Таким образом, из представленных данных следует вывести заключение о том, что протоиерей Леонид Федорович Дмитриевский обновленцем не являлся.
И, в заключении, отметим: в документах прихода Св.-Троицкой церкви за 1950 год имеются сведения о том, что протоиерей Леонид Дмитриевский, «бывший настоятель Троицкой церкви», сдал по акту от 18 ноября 1950 г. все церковное имущество священнику Валентину Немухину. В этом же году, «в связи с возрастом», он был уволен за штат.
Так закончилось церковное служение о. Леонида, после которого он прожил еще около 10 лет и почил в Бозе в 1960 году.
А.В. БАБИЧ,
начальник отдела информационно-поисковых систем и архивных
документов Государственного архива Краснодарского края
Примечания:
1. Именитые граждане г. Армавира. Историко-биографический словарь. Армавир, 2000. С. 24.
2. ГКУ «Государственный архив Краснодарского края» (далее ГАКК). Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 47. Л. 38.
3. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 28. Л. 126.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 28. Л. 126-127.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 1. Л. 32, 32-об., 33.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
8. Назначения на архиерейские кафедры // Журнал Московской Патриархии. 1945, № 1. с. 4.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 275. Л. 10.
Материал опубликован: Бабич А.В, Отражение судьбы армавирского протоиерея Леонида Федоровича Дмитриевского в документах Государственного архива Краснодарского края // Армавир в трех столетиях истории России: XIX-XX-XXI вв. (к 180-летнему юбилею города): мат-лы Всерос. научн.-практ. конференции с межд. участием / гл. ред. А.Р. Галустов; научн. ред. С.Н. Ктиторов. Армавир: Изд. Ершова О.А., 2019. С. 126-131.
(140)