18 августа 2016 года – в день 50-летия преставления Кубанского митрополита Виктора (Святина), последнего начальника Русской Духовной Миссии в Китае, на его могиле была отслужена панихида.
Почтить память почившего архиерея собрались прихожане разных храмов столицы Кубани. Панихиду возглавил протоиерей Роман Андропов, штатный священник храма преподобного Илии Муромского, что на Славянском кладбище. Ему сослужил иерей Георгий Темиров из Свято-Ильинского храма.
Украшением соборной молитвы стало служение и пение протодиакона Михаила Околота из Свято-Троицкого собора, видевшего митрополита Виктора при жизни. Среди молящихся была приехавшая из Москвы внучатая племянница владыки Виктора – Людмила Петровна Клеева, профессор, доктор экономических наук, а также несколько человек, знавших владыку в детстве, двое из которых – Людмила Олеговна Южанина и Татьяна Алексеевна Хаиндрова приехали на Кубань из Китая вслед за владыкой.
После теплого проникновенного молитвенного пения, временами подхватываемого всеми, к собравшимся обратился отец Роман, отметивший подвиг приснопамятного архиерея, разделившего трудности того нелегкого времени со своей паствой и своей страной. Затем ко всем присутствующим обратился раб Божий Николай, знавший митрополита Виктора подростком.
Он поделился воспоминаниями необычным образом – в стихах. После панихиды стараниями Ангелины Петровны Чалой с группой прихожанок Свято-Ильинского храма была организована поминальная трапеза.
«К делу бодрого строительства Церкви Православной и жизни по заветам Христовым зову я ныне вас — во славу Единого Господа нашего Иисуса Христа».
Митрополит Виктор (Святин)
«Кто в состоянии сам помочь – неси свою лепту на дело Христово; кто нуждается в помощи – прими ее во имя Христово. Всякую жертву церковь и ее учреждения примут с благодарностью, всякую помощь окажут с радостью, зная, что этим творится воля Божия», – писал митрополит Виктор, обращаясь к китайской пастве в мае 1935 года, в связи с 250-летием Православной Российской Духовной Миссии в Китае. Так жил и сам владыка Виктор всегда.
Верный Евангельскому Слову, неукоснительно соблюдающий монашеские обеты. Смиренный, кроткий, душу готовый положить за свою паству и свою горячо любимую родину. Удивительным сокровищем мы обладаем! Именно к нам, в Краснодар, направлен был владыка из столицы Китая, где был последним начальником последней Миссии в далеком 1956 году. Ровно 10 лет был на Кубанской кафедре владыка.
Именно у нас, на Славянском кладбище, покоятся его святые останки. Именно благодаря его подвигу не был в 60-х годах уничтожен кафедральный Свято-Екатерининский собор. А понимаем ли мы, чем обладаем? Благодарим Господа? Молимся о почившем архиерее, прося себе заступления пред Богом по его святым молитвам?
Гораздо чаще обращаемся к святителю Иоанну Шанхайскому. А ведь епископ Иоанн (Максимович) был в Китае в подчинении у владыки Виктора. Леонид Викторович Святин родился 2 (15) августа 1893 года в городе Верхнеуральске в семье священнослужителя. Мать Леонида умерла рано, оставив пятерых детей.
Детей воспитывала бабушка, мать отца Мария Федоровна Святина. Леонид с детских лет стремился к монашеской жизни и просил у отца благословения вступить на этот путь, еще учась в Казанской Духовной Академии. Но со второго курса Академии с началом первой мировой войны Леонида Святина, согласно казачьему происхождению, мобилизовали.
В конце 1919 года в составе отряда генерала Бакича Леонид он стал участником Голодного похода из Тургайских степей в Семиречье. На границе с Китаем его, больного тифом, нашел дядя, родной брат матери – генерал Гервасий Петрович Жуков. Так промыслом Божиим Леонид оказался в Китае.
В начале 1921 года стал послушником Успенского монастыря Российской Духовной Миссии в Бэй-гуане – северном подворье Пекина. Тишина здесь нарушались только колокольным звоном. Сохранилось прошение Леонида Святина о постриге на имя Преосвященного Иннокентия (Фигуровского), начальника 18-й Миссии: «Мой покойный отец очень желал видеть меня служителем Церкви Христовой…
Я вполне разделял его взгляды, но Господь судил иначе. Мировая война бросила меня в бурные волны житейского моря, а налетевший шквал революции разбил мой отчий кров. …Надеюсь на Господа Иисуса. Он поможет мне очистить душу от греховных страстей, укрепит и наставит меня.
Я верю, что Сын Божий не оставит меня и раскроет в моем грешном сердце источник христианской спасительной любви, а «любовь рождает знание», следовательно мне не так будут страшны часы испытания и дни уныния». И удивительная приписка в конце: «Прошу Вашего разрешения при пострижении дать мне имя отца, т. е. назвать меня Виктором».
Чем еще мог засвидетельствовать свое почтение отцу послушный сын, оторванный от Отечества своего? 20 июня 1921 года Леонид Викторович был пострижен в монахи с именем Виктор. 24 июня – рукоположен в сан иеродиакона и 27 июня – в иеромонаха. И с тех пор он никогда не снимал монашеской рясы.
И всегда был верен монашескому обету нестяжания: все, чем обладал, раздавал нуждающимся. В 1922 году отец Виктор назначен настоятелем Тяньцзинского храма на берегу Желтого моря. Это было трудное время для Миссии. Число беженцев из России по некоторым источникам доходило до 700 тысяч.
Всех надо было обустроить. В Тяньцзине отец Виктор полностью отдается служению милосердия. Его скромное жилье в полуподвале церкви звали «Отель Виктор». Он старается всех накормить, приютить, устроить на работу и каждому хватало места.
При отце Викторе часовня на братской могиле русских воинов преобразовалась в большой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Открылась русская школа, русская больница, было благоустроено русское кладбище. В 1929 году иеромонах Виктор был возведен в сан архимандрита.
А в 1932 году Япония оккупировала Манчжурию. Начался исход русских в южный Китай. Чтобы встретить, обустроить беженцев в Шанхае, туда перевели архимандрита Виктора. В том же 1932 году отец Виктор был возведен в сан епископа, а в 1933 году, после смерти архиепископа Симона (Виноградова), епископ Виктор (Святин) был назначен начальником Духовной Миссии в Китае.
На его место в Шанхай потом был прислан епископ Иоанн (Максимович). Получив Миссию из рук митрополита Иннокентия, любимым учеником которого он был, и архиепископа-подвижника Симона – своего духовника, владыка Виктор в тяжелых, подчас опасных для жизни, условиях не только сохранил все имущество Миссии, но даже и увеличил его. Было упорядочено хозяйство, подсобные фермы помогали безработным, бесплатно кормили учеников школ Миссии. В трех школах для китайских детей обучалось 600 детей, был бесплатный детский сад на 240 детей. Открывались новые храмы. С 1937 года, во время Японской оккупации, Миссия стала убежищем для всех нуждающихся, как русских, так и китайцев.
Наступил 1941 год. Российское население Китая поделилось на две части – победителей и пораженцев. Победители – за победу СССР. Пораженцы – за победу Германии. Владыка всей душой был со страждущей Родиной. Еще в 1935 году он писал, что русские «были вынуждены отойти за границу, унося с собой из Родины только тяжелую скорбь о потерянном и честное русское имя да великое сокровище – святую православную веру».
В его сейфе в Бэй-гуане, по воспоминаниям сестры, ничего не было, кроме мешочка с русской землей. С начала войны прервалась связь с Архиерейским Синодом Зарубежной церкви в Югославии. Миссия оказалась в изоляции. Архиепископ Виктор принимает решение о переходе в Московскую Патриархию. Епископ Иоанн (Максимович) выразил согласие с принятым решением.
О беспримерном подвиге соратников владыки Виктора мы писали не раз. Старейший русский священник Михаил Рогожин был отправлен в Японию. А когда вопрос не решился, муж сестры Владыки Борис Кеппинг, под штыками японских винтовок, передал письмо с просьбой о переходе в советское посольство.
В мае 1945 года Духовная Миссия в Китае была принята под омофор Московской Патриархии. Это известие дошло до владыки только в 1 февраля 1946 года – из-за гражданской войны в Китае. А в мае 1946 епископ Иоанн, (Максимович) изменил свое решение о переходе в Московскую Патриархию. Когда удалось установить связь с Зарубежной церковью, он счел себя обязанным оставаться в повиновении ее первоиерарха.
Как написал позже митрополит Виктор, епископ Иоанн, «находившийся под сильным влиянием митрополита Анастасия, отошел от избранного им верного пути, впал в раскол». Гоминдановские власти поддержали епископа Иоанна. А когда 19 октября 1946 года по нуждам Миссии владыка Виктор прибыл в Шанхай, его арестовали прямо в архиерейском доме. Посадили в тюрьму, в общую камеру с китайскими преступниками. На рясу поставили арестантский номер. Китайские власти Гоминьдана обвинили архиерея в участии в антикоминтерновском союзе, связи с фашистскими организациями и сотрудничестве с японцами, всего двадцать пунктов обвинения.
Весть об этом всколыхнула весь многонациональный Шанхай. Через пять дней при активном вмешательстве советских дипломатов владыка был освобожден без права выезда из Шанхая. И попал в больницу с инсультом. Управление Миссией, чтобы предотвратить ее разграбление, принял отец Михаил Рогожин.
Только в середине апреля 1947 года судебное дело закрылось, и владыка Виктор вернулся в Бэй-гуань. В октябре 1949-го провозглашена Китайская Народная Республика. Но мы можем и должны видеть во всем руководящий промысл Божий. Архипастыри остались со своей паствой. При этом надо заметить, что владыка Иоанн, несмотря на запрет митрополита Анастасия о поминовении патриарха Алексия, говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю патриарха Алексия.
Он патриарх. … Административно нам приходится, ради нашей паствы… идти этим путем, но это нисколько не нарушает таинственного единства всей Церкви». Святитель Иоанн (Максимович) – великий аскет, подвижник и чудотворец. Но ведь не только чудесной помощи Божией нам надо просить у святых.…
Как-то спросила у одного священника, когда мне лучше причащаться – 21 мая – в день апостола Иоанна Богослова, или 22-го – на память святителя Николая? «А вы, как хотите?» – спросил он в ответ. Я хотела в день Иоанна Богослова. И тут батюшка сказал замечательные слова: «Если бы все те люди, которые пойдут в храм к святителю Николаю, пришли бы к апостолу Иоанну, в мире было больше любви». Именно любви – жертвенной, милующей, неперестающей – мы можем учиться у нашего кубанского владыки – митрополита Виктора (Святина). Любви и смирению. А любовь эта выплавляется в горниле страданий. Страдания испил владыка полной чашей. Государственный атеизм в Китае процветал. Русская эмиграция разъезжалась: кто-то возвращался в Россию, кто-то ехал дальше – в Австралию и США.
Архиепископ Виктор направил целый ряд рапортов патриарху Алексию, в которых он, описывая имущество Миссии – одно его перечисление занимает несколько страниц, – просит, умоляет патриарха прислать в Китай новую Миссию: «Не хватает материальных средств, не хватает рабочих рук, нет должного хозяйственного руководства. Необходимы героические усилия со стороны самой Миссии, необходима забота и помощь Родины».
«Миссия могла быть и должна быть полезной святой православной Церкви и Отечеству». «Протяните ей в наступающий двенадцатый час спасительную отеческую руку». Но Москва 21-ю Миссию так и не прислала. В 1950 году архиепископ Виктор в сопровождении протоиерея албазинца Феодора Ду был приглашен в Москву, где был назначен экзархом Восточно-Азиатского экзархата.
С этого времени начался тяжелый труд по созданию Китайской Автономной Церкви. Труд без должной отдачи со стороны китайской паствы. Владыка видел, что «нельзя спешить оставлять епископат, клир и паству китайской национальности без непосредственного руководства».
Но приказ есть приказ, и церковная жизнь готовилась к автокефалии. В апреле 1956 года начальник отдела культов при Госсовете КНР дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским. Архиепископу Виктору было предложено сдать ему все церковные дела и имущество Пекинской епархии. 30 марта многомиллионное недвижимое имущество Русской Православной Церкви в Китае было безвозмездно передано государственным властям КНР. Подсобные предприятия, долгое время служившие источником дохода, переданы советскому посольству, как и вся территория Бэй-гуаня с его старинными храмами. 10 лет провел архиепископ в неизвестности. Надежда на спасение Миссии не покидала его. Но сколько боли от неопределенности, от оставленности, от невозможности ничего изменить.
Храм при архиерейском доме в Бэй-гуане был освящен в честь святителя Иннокентия Иркутского, которого при Петре I готовили в начальники второй Православной Миссии в Китае. Шесть лет ждал владыка Иннокентий своего назначения: «Что ми хощет Святейший Синод творить и куда обратить? Ибо зело печален есть, не ведая пути, в оньже пойду». А потом, из-за наименования его в рекомендательной грамоте «великим господином», святитель так и не был принят в Китае. И назначен на Иркутскую кафедру, управлял которой всего два года. Не прошло и сорока лет после его преставления, как была явлена святость архиерея множеством исцелений.
Подвиг святителя Иннокентия – первого архиерея, предназначенного для Китайской Миссии – в безропотном терпении неизвестности и всех тягот с нею связанных. Но не нес ли последний начальник последней Миссии подобные тяготы? И не больнее ли было оставлять все, оставлять диаспору казаковалбазинцевев, испокон веков селившихся вокруг Бэй-гуаня, оставлять неокрепших священнослужителей с их 20-тысячной китайской паствой?
270 лет окормляла их Миссия, сохраняя веру православную. 24 мая 1956 года архиепископ Виктор (Святин) навсегда покинул Китай. А в январе 1957 года Миссия подверглась страшному разрушению. Были взорваны колокольня и величайшая святыня православного Китая – храм Святых Мучеников. Уникальную библиотеку и архив Миссии два дня жгли на костре.
Борис Александров, внук Бориса Кеппинга, внучатый племянник митрополита Виктора, им воспитанный до семи лет вместе с братом-близнецом в Краснодаре, положил много сил на то, чтобы возродить память о Миссии в Китае. Он определил с точностью место нахождения храма Всех святых мучеников. И с великими трудностями смог увековечить память о Миссии, поставив в апреле 2007 года Поклонный Крест и памятную плиту на месте этого храма. Ради славы Божией.
По призыву последнего начальника Миссии: «Я хочу верить, что вы услышите мой призыв и пожелаете трудиться с нами над строительством жизни по заветам Божиим. От этого и ваша жизнь станет светлее и спокойнее, ибо легко жить среди людей, послушных закону Христовy, имя которому – любовь. Немало трудностей еще предстоит нам преодолеть в этом святом делании. Но не станем унывать; воспрянем душой и наляжем на весла, твердо веря, что кормчий наш Сам Господь Иисус Христос, обетовавший Церкви Своей, что врата адовы не одолеют ее».
Анна Титова.
Кубанская митрополия/Kanonkuban.ru
(328)