18 ноября 2017 года священник Андрей Небавский, председатель Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, выступил на XIII Международных дворянских чтениях «Настанет год, России черный год…» с докладом, посвященным анализу политических репрессий начального периода советской власти на примере жизни клирика Екатерининского собора г. Краснодара протоиерея Ивана Федоровича Говядовского.
Вопросы истории Русской православной церкви и положения православного духовенства в социальной структуре населения Российской республики-СССР вот уже несколько десятилетий остаются актуальными для современной исторической науки. Несмотря на то, что значительная часть аспектов истории Церкви в XX в. изучена, многие проблемы в их региональном преломлении остаются без внимания. Особенно актуален вопрос изучения отношений Церкви и государства в год столетия революционного переворота, кардинально изменившего жизнь русского народа.
Через оживление историко-культурного наследия, политику памяти происходит создание нового определения национальной идентичности современного общества, которое происходит в процессе перехода императива истории из рамок круга профессиональных ученых в сферу достояния общества.
Необходимость всестороннего изучения подвигов священнослужителей и репрессивной политики советского государства против Церкви в контексте региональной церковной истории детерминирована возросшим количеством публикаций в региональной научной и ненаучной периодике и необходимостью общенациональной консолидации в условиях упрочении позиций России в стремительно изменяющемся мире.
Региональная церковная история XX века, выступая объектом исторического исследования, последовательно трансформируется из сферы пространства места памяти c характерным для него нарративным аппаратом в сферу истории критической. При этом, несмотря на научную десакрализацию церковной истории, она сохраняет компонент памяти, концептуальный вектор на актуальную переживаемую связь с вечным настоящим. Крепкая связь между вечным настоящим и вечным прошлым, сакральным и профанным, формируется на базисе мученичества – древнего и нового. Этот параллелизм актуализирует события истории древней Церкви, ставя в один ряд с ними новых мучеников XX века, память о которых еще сохраняется среди носителей живых социальных групп. Для исторической науки эта память, не подверженная влиянию времени или же искаженная, становится ценным источником сведений о служении и жизни Церкви этого периода.
Коммеморативные практики позволяют ученым и обществу в целом заново осмыслить события красного террора и политических репрессий, выступая одним из самых эффективных механизмов национальной консолидации.
Деятельность епархиальных комиссий по канонизации святых Русской православной церкви напрямую связана со сбором и систематизацией архивных и нарративных источников, свидетельствующих о гонениях против православного духовенства, сохранением его памяти и анализом исторической картины XX в. Ежегодно происходит выявление новых имен священнослужителей, пострадавших от антирелигиозной власти. Доступность исследовательских материалов для широкой аудитории способствует распространению памяти о как канонизированных, так и непрославленных священнослужителях, жертвах политических репрессий.
Особенно среди репрессивных циклов 1920-х гг. можно выделить волны 1920 и 1921 гг. Вторая волна 1921 г. достигла максимальной эскалации к сентябрю, который стал трагическим для всей епархии. Одним из погибших в это время был клирик кафедрального собора г. Краснодара, кандидат богословия протоиерей И.В. Говядовский.
Протоиерей Иоанн Говядовский родился в 1870 г. в семье священника Киевской губернии Федора Говядовского, происходившего из крестьян. Окончив начальную школу, Иоанн продолжил обучение в духовном училище, а затем в Киевской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1890 г., он в течении пяти лет преподавал в разных сельских школах.
В 1895 г. поступил на казенное содержание в Московскую Духовную Академию, которую окончил 14 июля 1899 г. со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Иоанн был причислен к канцелярии Святейшего Синода для подготовки к дальнейшей службе. 14 декабря того же года указом Правительствующего Сената утвержден в чине коллежского секретаря по степени кандидата богословия.
11 апреля 1901 г. поручено исполнение обязанностей старшего секретаря Святейшего Синода. Окончив в этом же году Петроградский археологический институт, он был удостоен звания действительно члена института.
По определению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) 6 июня 1901 г. получил назначение на должность псаломщика при храме Императорского российского посольства в Вене. Одновременно с этим 1902-1903 гг. был нештатным секретарем Российского генерального консульства в Вене. Стремясь к расширению круга своего образования, Иоанн в течении пяти семестров посещал лекции на философском факультете Королевского Венского университета.
В 1903 г. был награжден князем Черногории Николаем I орденом князя Даниила 5-й степени. В этом же году по собственному желанию перешел на службу псаломщиком при храме Российского посольства в Стамбуле (Константинополе).
Почувствовав в себе готовность к принятию священного сана, он подал прошение, и 25 января 1904 г. митрополитом Антонием был рукоположен в сан пресвитера и отправлен на прежнее место службы. На следующий день после рукоположения ему был пожалован золотой наперсный крест из Кабинета Его Величества.
В октябре 1904 г. отец Иоанн был избран действительным членом Греческого филологического общества. В следующем году был награжден королем Сербии Петром I орденом святого Саввы, архиепископа Сербского, 4-й степени.
Вернувшись в Стамбул, отец Иоанн уже как священник безвозмездно начал преподавать Закон Божий и основы веры в местном русском коммерческом училище. В начале в Стамбуле, а затем в Сан-Стефано преподавал Священное Писание и церковную историю в богословских классах, открытых монахами святой горы Афон с 1904 по 1907 гг.
Из богослужебно-иерархических наград отец Иоанн имел набедренник, камилавку. 23 мая 1907 г. указом Святейшего Синода «за отлично-усердную службу и безвозмездное преподавание Закона Божия» в русских школах Стамбула был возведен в сан протоиерея. В 1908 г. оставлен в должности помощника настоятеля русского храма в Стамбуле [1]. С 1912 г. стал настоятелем храма при российском посольстве в Штутгардте в Германии [2].
С началом Первой мировой войны отец Иоанн был отозван в Россию и определен госпитальным священником в Киевской губернии, затем служил гарнизонным благочинным г. Симферополя. В марте 1916 г. переведен священником запасного полка в г. Одессе, где впоследствии стал бригадным благочинным.
Февральский переворот и октябрьскую революцию, изменившие основы существования российского государства и Церкви, отец Иоанн встретил в той же должности. С января 1918 г. он – старший священник комендантского управления г. Одессы, а с августа – священник Одесского округа пограничной стражи и преподаватель местных гимназий.
В январе 1920 г. отец Иоанн был командирован в г. Екатеринодар, где получил назначение на должность эксперта-инструктора по народному образованию Кубанского краевого правительства.
27 февраля 1920 г. резолюцией митрополита Антония (Храповицкого), временно управляющего Кубанской епархией, отец Иоанн был назначен штатным священником кафедрального собора г. Екатеринодара [3].
После установления в марте 1920 г. в Кубанской области советской власти до апреля он продолжал работать в отделе народного образования, но затем был спешно уволен из-за священного сана [4].
26 апреля 1920 г. был командирован епископом Сергием, управляющим Кубанской епархией, на должность временного настоятеля Михаило-Архангельского собора г. Ейска впредь до выборов нового настоятеля. По выражению прихожан собора, «еще никто не совершал литургию и вечерню и все требы так душевно и с чувством религиозным; хорошо слушать такого пастыря и так отчетливо передавал Евангельские слова и всегда с нами беседовал, а другие священники этого не делали» [5]. По прошествии выборов он вновь вернулся в г. Краснодар.
28 марта 1921 г. решением епископа Иоанна, сообщенном в указе Черноморского епархиального совета от 24 апреля 1921 г., был назначен настоятелем Михаило-Архангельского собора г. Сочи, однако из-за бедности не мог выехать на новое место и перевезти семью, в связи с чем временно был оставлен сверхштатным священником при кафедральном соборе [6].
15 сентября 1921 г. сотрудниками Кубано-Черноморской областной чрезвычайной комиссии (КубЧК) был проведен обыск на его квартире, а затем сам отец Иоанн арестован по обвинению в переписке с высланным из Кубани духовенством по сфабрикованному делу и отправлен в тюрьму при КубЧК.
На допросе 22 сентября причастность к предъявленному обвинению отрицал и заявил: «ни с кем из высланного за пределы Кубано-Черноморской области духовенства я никакой связи не имею». Отсутствие преступления в деятельности отца Иоанна было очевидным и для уполномоченного по духовенству КубЧК, который в заключении по делу священника от 22 сентября 1921 г. постановил:
«факта преступления священника Говядовского Ивана Федоровича в связи с высланным в концентрационный лагерь духовенством доказанным не считать, но принимая во внимание, что Говядовский видная личность, при белых пользующаяся их большим доверием (командирование его к члену Особого Совещания при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России) и является ярым врагом Соввласти, а потому учитывая настоящее положение Кубани, считаю пребывание Говядовского в пределах Кубчеробласти безусловно недопустимым, тормозящем строительство Соввласти на Кубани, и полагал бы: священника Говядовского Ивана Федоровича выслать из пределов Кубано-Черноморской области в Архангельскую губернию навсегда без права возвращения».
Это признание фальсификации дела самим сотрудником карательных служб является девиантным и лучше всего характеризует невиновность отца Иоанна и полную фальсификацию дела.
Несмотря на недоказанность обвинения и соответствующее свидетельство уполномоченного по духовенству, Коллегия КубЧК приняла самое жестокое решение и 23 сентября признала «факт преступления доказанным» и постановила расстрелять отца Иоанна, «как врага трудового народа». В присутствии члена Коллегии 28 сентября в 2 часа ночи приговор был приведен в исполнение [7]. Вероятно, священник был расстрелян вместе с другими осужденными к высшей мере наказания прославленными в лике святых священномучениками Григорием Троицким, Григорием Конокотиным, Иоанном Яковлевым и Андреем Ковалевым.
Таким образом, благодаря масштабной исследовательской работе, удалось выявить еще одного кубанского священника, принявшего мученический венец 28 сентября 1921 г. Думается, память о нем будет сохраняться среди населения Краснодарского края и достойно почитаться наравне с другими жертвами политических репрессий 1920-х гг.
Примечания:
- Архив внешней политики Российской империи. Ф. Департамент личного состава и хозяйственных дел. Оп. 755. 1908 г. Д. 8. Л. 59об.-62.
- Ежегодник министерства иностранных дел. 1916 г. Петроград, 1916. С. 43.
- Архив Екатеринодарской епархии. Д. Г 57/1. Л. 28.
- Архив Управления ФСБ по Краснодарскому краю.
- Архив Екатеринодарской епархии. Д. Г 57/1. Л. Л. 20, 21об, 23.
- Архив Екатеринодарской епархии. Д. Г 57/1. Л. Л. 9об-11.
- Архив Управления ФСБ по Краснодарскому краю.
Комиссия по канонизации святых Екатеринодарской епархии
(119)