Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, глава Кубанской митрополии, направил Рождественское послание пастырям, инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви Екатеринодарской епархии.
«Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, возвещая вам сию
вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (I Ин. 1: 2)
И сия неизреченная, неведомая еще миру жизнь есть Сам Христос, родившийся от Пресвятой Девы в Вифлееме, в этом маленьком, малоизвестном городке Палестины, ставшем уже навсегда священным местом явления Бога во плоти.
Множество столетий ожидали предсказанного пророками Помазанника Божия, Мессию, все верующие пророчествам благочестивые иудеи, ждали Праведника и мудрейшие из язычников.
Мир к тому времени томился в своей безысходности, жаждал снисхождения Божия к погибающему в страстях и пороках роду человеческому. Томились праведники, томились и грешники, понимая свою бессмысленную и лукавую жизнь, не было перемен к лучшему, но только все более глубокое погружение в пропасть.
И как стенал святой пророк Исаия, провидя то состояние народной жизни перед Пришествием Христовым: «Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева…» (Ис. 1: 4). «Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ин. 12: 38), — воздыхал тот же пророк, взирая вдаль и провидя приход Спасителя.
Казалось, уже не будет на земле человеческой правды. Но молитвы и воздыхания праведников не остаются неуслышанными и лишь дожидаются определенного Превечным Советом срока.
И этот срок настал.
Но вернемся к тому уголку Палестины в ожидании предивного и священного события снисхождения Божия к людям. Над Вифлеемом опустилась глубокая тишина. Звездная ночь покрыла спящую землю. Бодрствовали лишь пастыри, стерегущие стадо овец в окрестностях Вифлеема. Но в этой настороженной, необыкновенной тишине уже что-то великое и таинственное совершалось.
Неожиданно небо раскрылось в сияющем свете, и зазвучал над притихшей землей ангельский хор: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14).
Ангел Господень внезапно спустился с небес к стерегущим стадо и сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям, ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2: 10–12, 14).
Поспешили пастыри к пещере, дивясь святой вести, и нашли там Младенца Христа. Вспомним снова о пророчествах святого Исаии, что он нам возвещает: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2). И далее: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» (Ис. 9: 6).
Великая Тайна Боговоплощения совершилась в глубокой тишине южной ночи и открылась только кротким и смиренным пастырям, которые проводили в подвигах и богомыслии дни и ночи своей многотрудной чреды.
Были и другие сотаинники великого Чуда явления Бога людям. Это звездочеты, восточные мудрецы высокого рода, исследующие происхождение и движение небесных светил. Люди ученые и праведной жизни, это они обнаружили появление на небосводе новой, невиданной ранее яркой звезды. Звезды, которая, как говорит святитель Иоанн Златоуст, была не обычной звездой, но чудесной и сверхъестественной силой, специально посланной, чтобы возвестить миру о Христе.
Мысленно мы с вами перенесемся в заветные и благословенные пределы — к месту Рождества Христова. И нашему взору открывается убогий вертеп — пещера для загона скота, и ясли — кормушка, а в них — в пеленах прекрасный Богомладенец, перед которым склонилась Пресвятая Дева-Мать.
В сиянии чудного света, исходящего от небесной гостьи-звезды, мы видим и пастырей, и волхвов, припавших долу перед Царственным Младенцем.
Что же принесли они Новорожденному Царю, какие дары? Пастыри принесли Ему в дар свою детскую простоту, смирение и чистое сердце. Волхвы принесли восточные дары-символы: золото, ладан и смирну.
Что же мы принесем в дар Владыке и Царю, чем можем отблагодарить и что возложим к подножию младенческих яслей? Подобно волхвам мы вместо золота принесем Ему послушание и преданность — как Царю; вместо ладана — благодарение и почитание — как Богу; вместо смирны — жертвенность и верность — как Агнцу, распятому за нас. А звезда все горит над вертепом, освещая небесным мерцанием благословенное место Богоявления, где совершилось это великое и чудное Таинство.
И снова нашему взору представляются не бедные ясли, а уже царственная колыбель, вместившая «Невместимого Бога». Скромный же убогий вертеп, преображенный сияющим светом, останется до конца времен хранителем священной Тайны Боговоплощения.
Сможем ли мы быть хранителями сего вселенского знамения о Божественной Тайне, что была сокрыта для мира, но открылась лишь избранникам–тайнозрителям? Сможем ли ограниченным разумом вместить и непостижимую Жертву Великого Бога, пришедшего на землю для спасения рода человеческого?
Да! Если бы все увиденное и засвидетельствованное о посещении Божием юдоли земной действительно переживалось нами не только умом, но и сердцем, а не скользило по поверхности души. Только тогда мы смогли бы поспешить навстречу Христу, отрешившись от пут, связующих нас стремлением более всего к мирскому. Только тогда мы бы замечали моменты нашей жизни, когда Небо открывалось для нас и влекло к небесному, светлому, чистому пути всей нашей жизни.
В великий день Рождества Христова нам особенно ведомо ощущение и нашего рождения как обновления в таинстве веры. Вера же приносит упование о таинственном рождении Бога в сердце всякого человека, достигшего по мере возрастания в Духе вершин благочестия.
Рождество Христово снова и снова заявляет о себе, как время благоприятное и спасительное, когда все мысли сосредоточены на одном только и заветном устремлении к светлой и созидательной жизни ради Виновника Торжества. Время, когда открывается истинное познание Божия о нас смотрения и мы размышляем о той великой Миссии, с которой явился Бог на земле. И уже невозможно остаться равнодушным к Его страшной и потрясающей душу Жертве, принесенной на Алтарь Божественной Любви за нас с вами и за весь мир.
Дорогие и возлюбленные архипастыри, пастыри, братия и сестры, боголюбивые екатеринодарцы и все жители земли Кубанской, примите мои искренние от сердца поздравления с Великим и светлым праздником Рождества Христова. В эти святые и радостные дни Божия к людям нисхождения я желаю от всей души насладиться от духовной трапезы великого праздника, к которой приглашаются все верные в храмах Русской Православной Церкви, где немолчно звучат глаголы вечной жизни и дивная музыка рождественских величаний. Я желаю, чтобы свет Вифлеемской звезды озарил вам путь к новой, чистой и праведной жизни и чтобы всем нам быть достойными сотаинниками «Великой благочестия Тайны».
Помните, что время святочное праздничное так стремительно улетает и дано нам для добрых дел. Не упустите святых дней для служения ближним, да не останемся в стороне. Не будем равнодушны, рассеянны, косны сердцем. Присмотримся и обязательно найдем тех, кто ждет внимания, заботы, помощи. Ведь даже доброе слово утешения может сотворить чудо. Составьте праздник для обездоленных. И жертва ваша благоприятная будет принята Самим Христом.
+ИСИДОР, МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ И КУБАНСКИЙ
(51)