Священномученик Александр Флегинский: Смерть — это сон, от которого мы пробудимся при гласе трубы

«Как смерть ни кажется страшной, нечего ее бояться, ибо смерть освобождает душу нашу от телесной храмины, дабы вселиться ей в вечные покои. Она есть как бы сон, от которого мы пробудимся при гласе трубы, имеющей воззвать мертвых от гробов». Священномученик Александр Флегинский произнес это слово в 1899 году при погребении своего собрата священника села Марухского Василия Щеглова; оно не теряет своей актуальности и по сей день. Проповедь святого была выявлена членами Комиссии по канонизации святых и публикуется впервые. 

Возлюбленный о Христе брат наш!* Недавно еще мы видели тебя полны сил и здоровья, ныне же видим бездыханное тело твое. Внезапная смерть сразила тебя в цветущую пору жизни. Никто из нас не ожидал такой скорой кончины твоей. Мы уверены, что смерть и для тебя самого была неожиданностию. Ибо мы знаем, что ты не пользовался сравнительным счастьем земной жизни, переносил бедность и лишения, но все-же хотел жить, утешая себя надеждою на лучшее будущее. Ты все ожидал, что вот-вот настанет время, что твое житье-бытье станет несколько пригляднее; словом, и ты был полон забот, как и все люди, с нетерпением ожидая какого-то улучшения. Но увы, тлетворное жало смерти, внезапно сразившее тебя, прекратило все твои мечты, все твои планы и ожидания! И мало того: со смертию твоею нестало отца большой и совершенно не пристроенной семьи. Вот у гроба твоего жена и дети стенают и ужасаются, пораженныя внезапною кончиною твоею. Они скоро не увидят и этого бездыханнаго тела твоего.

Да, не увидят! Еще мало времени – и мрачная могила скроет бренные останки о. Василия. Ибо смерть есть общий удел всех людей по Божественному речению (Быт. III, 19) земля еси – и в землю отъидеши. Она ежедневно и всечасно увлекает за собою массу человеческих жертв.

Абрам Архипов. Радоница (Перед обедней). 1892

Но кого мы видим перед собою умершим? Священнослужителя еще сравнительно молодаго, которому бы следовало жить и семью кормить. Однако Богу угодно было судить иначе; ибо все зависит от Бога всемогущаго, без воли Котораго не спадает даже и единый влас с головы нашей.

Не без воли Божией, конечно, и мы сами иногда становимся причиною ускорения своей смерти; чаще же всего жизненныя условия, независимыя от нас самих, разрушают наше земное счастье и нашу жизнь. Что же в самом деле могло ускорить смерть о. Василия? – Без сомнения, многотрудность служения его в неустроенном приходе, сложность обязанностей пастыря, а к тому же и материальныя нужды о. Василия, зависевшия от бедности прихода – все в совокупности ложилось тяжелым бременем на здоровье почившаго. Но более всего безпокоило впечатлительную душу покойнаго его многосемейность и заботы его об устроении многочисленной семьи своей и должном воспитании подростков. Эти-то заботы покойнаго о. Василия при полном безденежье, неудачах и препятствиях, какия приходилось ему испытать в его отцовском попечении о семье, совершенно надломили железное здоровье о. Василия и свели его в могилу преждевременно.

Возлюбленный о Христе брат наш! О, если бы ты мог взглянуть и видеть, сколько около тебя людей, пришедших отдать тебе последнюю честь! Вот семья когда-то дорогая тебе! Вот твои дети духовные – прихожане! Вот твои собраться – иереи, — все, каждый по своей обязанности, пришли к тебе отдать последний христианский долго. Но ты недвижим, бездыханен, безчувственен и к семье своей некогда любимой и ко всем окружающим!

Однако, глядя на семью твою, мы уверены, что ты любил ее, как добрый отец и заслужил от нея любовь. Заслужил ты и любовь прихожан своих, которые с печалию вспоминают доброе твое отношение к ним и, влекомые любовию к тебе и полным участием к дорогой когда-то тебе семье, пришли проводить тело твое в могилу, оставив быть может неотложныя свои дела. Это отрадное явление убеждает нас, что ты был добрым и любимым пастырем. Мир праху твоему, достопамятный о. Василий!

Но, братие, о. Василий скончал уже свое земное странствование. Со Святыми упокой душу его, Христе! Мы знаем, что никто из нас не избежит смерти.

Рано или поздно всем нам должно перейти к отцам нашим чрез мрачную могилу. И может быть скоро печальный глас колокола возвестит и о нашей кончине и хладный гроб заключит в себя бренные наши останки.

Однако как смерть ни кажется страшною, нечего ея бояться; ибо смерть освобождает душу нашу от телесной храмины, дабы вселиться ей (душе) в вечные покои. Она есть как-бы сон, от котораго мы пробудимся при гласе трубы, имеющей воззвать мертвых от гробов. Слово Божие очень ясно об этом говорит: мертвые услышат глас Сына Божия и услышавше оживут, (Иоан. V, 25).

Священномученик Александр Флегинский

Таким образом смерть о. Василия есть переход из жизни земной – временной в жизнь небесную – вечную, упокой душу его, идеже праведницы почивают!

Только этого одного и нужно желать, что-бы душа его сподобилась небеснаго блаженства. Того же, братие, должен желать и каждый из нас. это блаженное чаяние совершенно облегчает нашу смерть и делает ея безстрашною для нас и безпечальною. Но чтобы сподобиться по смерти небеснаго блаженства, мы, братие, должны приготовиться заблаговременно, иначе говоря: вся жизнь наша и каждый час нашей жизни должны быть основаны на вере и Евангелии и проходить по пути добродетелей.

Да, братие, будьте добродетельны и готовы с радостью восприять смерть. Помышляйте каждочасно о неизбежной своей кончине, но бдите, что-бы она была непостыдна.

Пусть смерть каждаго из среды нашей, как и смерть почившаго о. Василия, подает нам случай и повод к размышлению о своей собственной смерти. Не увлекайтесь, братие, земным счастьем, которое нужно только до могилы и дается нам для разумнаго пользования. Знайте, что человек, скрываясь в могилу, скрывается от всего, что дорого ему на земле и от тех, кто ему и кому он дорог. Смерть разлучает его с родными и друзьями, безжалостно отнимает стяжания, добытыя иногда тяжкими трудами. Она не щадит ни пола, ни возраста, ни положения; ни чинов, ни почестей; ни слабости, ни крепости; ни богатства, ни бедности. Но от внезапнаго удара смерти разрушается земное счастие каждаго человека. Поэтому, братие, будьте готовы сами каждочасно встретить лютую похитительницу.

Но время уже нам отдать свой последний долг усопшему о. Василию. После молитв Св. Церкви отдадим ему, братие, последнее целование. А вы, добрые прихожане, не должны ограничиться только тем, что проводите тело почившаго в могилу, но обязаны и прошу я вас, сопастырь почившаго, иметь общение с почившим пастырем вашим постоянными молитвами вашими об упокоении его, идеже вси святые упокояются. Вечная память усопшему иерею Василию! Аминь.

Ставропольские епархиальные ведомости. 1899. № 16. С. 851-855.

*
При публикации орфография и пунктуация оригинала сохранены.

(364)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *