Мученик в переводе с греческого «свидетель», свидетель о Христе даже перед лицом смерти. Говоря о чудесах по молитвам мучеников, мы не всегда задумываемся о том, какой путь страданий претерпели эти люди и за что удостоились великой милости от Господа даже после смерти подавать людям свою чудесную помощь. 18 сентября 2018 года наступило 135 лет со дня рождения епископа Кубанского и Краснодарского Памфила — святителя, которого знают многие верующие Кубанского края.
Преосвященный епископ Кубанский и Краснодарский Памфил пострадал от рук безбожной власти в Краснодаре, 23 января 1936 года, и через мученическую кончину засвидетельствовал свою преданность Христу Спасителю. Щедро, по его предстательству, подает всемилостивый Господь чудеса всем, кто приходит со своими скорбями и нуждами к месту упокоения святителя на Всесвятском городском кладбище. Пожалуй, не найдется ни одного человека, который бы ушел безутешным. Записи в особой книге, находящейся при могиле епископа Памфила, ярко свидетельствуют о множестве случаев чудесной помощи, исцелениях и разрешении тяжелых жизненных ситуаций после молитвы к нему. Сколько счастливых родителей приходит к владыке с благодарностью о вымоленных детях, держа на руках долгожданное чадо!
Открывая тетрадь, видишь людские слезы, страдания и бесконечные просьбы о житейском. Тянется народная душа к жившему более восьмидесяти лет назад кубанскому святителю. История его жизни – пример стояния в вере, исповедничества и готовности к смерти за имя Христово.
Родился владыка Памфил, названный в крещении Петром Александровичем Лясковским, 5 (18 – по новому стию) октября 1883 года на Украине, в селе Арестово Волынской губернии в семье потомственного священника Александра Иосифовича Лясковского [1]. Вместе со своими старшими братьями Павлом, Никоном и Евгением и младшими сестрами Марией и Ниной рос он в атмосфере искреннего и глубокого благочестия. Впоследствии все они окончили духовные учебные заведения, а Павел и Никон стали священниками [2].
Духовное образование Петр Лясковский получил вначале в Волынской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и защитил диссертацию «Учение о церкви в сочинениях первых расколоучителей» [3].
Знаменитый профессор Илья Громогласов в рецензии на его кандидатское сочинение отзывался так: «…это превосходная работа, о которой можно и должно отозваться с самой решительной похвалою… определенность научных взглядов, зрелость суждений, ясность мысли и почти безукоризненная выработанность стиля, дают право приветствовать в лице г. Лясковского, человека вполне подготовленного к серьезной ученой работе» [4].
Вернувшись из древней столицы в родные края, Петр начинает свою преподавательскую деятельность в учебных заведениях Житомира. Осознав свое призвание, он в 1911 году принимает монашеский постриг с именем Памфил от митрополита Антония (Храповицкого) в Успенской Почаевской лавре – твердыне и главном сокровище православной Украинской земли.
Как говорил сам митрополит, в миру отец Памфил пользовался всеобщей любовью, поэтому ему и было выбрано имя «Памфил», значит, всем друг [5]. Любовь владыки Памфила к людям, отеческое отношение и забота о ближних прослеживается на протяжении всего жизненного пути. Всего его слова и наставления, обращенные когда-либо к студентам семинарии, полны искренней любви: «Постарайтесь, дети, что бы это время жизни провести так, как подобает христианскому юноше, жить по- Божьему, ходить в Его святых заповедях Преуспевать в вере и благочестии, под водительством нашей общей Матери — Св. Церкви, а не жить по стихиям мира сего. Не развратиться навсегда, как это бывает со многими и весьма со многими современными юношами…» [6].
Поскольку сам владыка родился и вырос в семье потомственных священников, он не представлял себя вне Церкви, ревностно относясь к ее проблемам и нападкам внешнего светского мира. Его проповеди — это крик души, боль и понимание неизбежности чего то страшного и зловещего надвигающегося на Россию. В одной из них «За что мы почитаем мучеников» еще в 1911 году, он не только прямо говорит о грядущих временах, но и призывает защищать даже ценой своей жизни веру и отечество: « … мир – люди лукавые будут преуспевать на худшее, умножаться беззакония и соблазны. Поэтому и теперь можно и даже должно обнаруживать православным, если не мученичество, то хотя мужество защищать свою веру и Церковь от преследований и поруганий; ее достойных служителей – пастырей Божьих от поношений и клеветы. И для этого нужно мужество, а на него не все решаются в наше жалкое время всеобщего развращения и малодушия, нравственной дряхлости и умственного шатания. Знайте, вы, простые верующие люди, жители дорогих нашему сердцу деревень, что самое дорогое, величайшее наше сокровище – есть вера наша. Ее-то берегите и любите больше всего, больше жизни, больше даже самого себя, до готовности умереть за святую веру» [7].
Воспринимая Церковь как богозданный организм, он часто подчеркивал ее вневременный характер, призывая не изменять богослужение в угоду светскому обществу: «Вы, думая своими подделками защитить христианство и его богослужение от нападок толпы, приблизить их ко Христу и к св. церкви, привлекая их в церковь светским пением, не сознавая сами унижаете их… Церковь Христова пребудет, по неложному обетованию Спасителя до скончания века. Она сама по себе есть свет, ярко горящий на земле и привлекающий сердца людей к Богу. И она не нуждается в нашей жалкой защите, особенно если мы будем прибегать к угодничеству» [8].
Эти слова и сейчас не утратили своего смысла, словно через столетие сам владыка Пафмил обращается к нам, ныне живущим, и призывает прислушаться к ним. Зрелость мыслей, способность сказать правду, дать правильный совет и взять на себя ответственность — таким представляется нам иеромонах Памфил в свои 28 лет. Именно в этот период, в декабре 1912 года, он был назначен на ответственную должность ректора Полтавской семинарии. Не смотря на то, что он был самый молодой претендент – решающим требованием стали опыт в воспитательном деле и знание особого характера студентов, которые состояли в основном из украинцев [9].
В январе 1918 года в Полтаве утвердилась власть большевиков, и семинарию вскоре закрыли. Стремясь уничтожить Церковь, они в первую очередь преследовали епископат – многие архиереи были сосланы или убиты. Принять архиерейский сан в 1920-е годы означало встать на путь исповедничества и, возможно, мученичества. Не мог не осознавать это архимандрит Памфил, который 26 декабря 1921 года (7 января 1922 года по новому стилю) был хиротонисан в сан епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Уже в конце 1922-го он был арестован и приговорен к трем годам поселения в городе Яранске Вятской губернии. Будучи противником раскольнического движения обновленцев, владыка не переставал вразумлять мирян и духовенство, призывая держаться истинного Христова учения и Святейшего Патриарха Тихона. Таких архиереев власть насильно удаляла церковного управления [10].
Во многих епархиях пришлось служить Преосвященному владыке после возвращения из ссылки: их более девяти. 25 августа 1933 года он получил последнее в своей жизни назначение – и в этот раз на Кубанскую кафедру.
Отправляя епископа Памфила в Краснодар, митрополит Сергий (Страгородский) сказал: «Ну, владыка, посылаю вас на заклание!» [11].
Вся Русская Церковь была наслышана о бесчинствах обновленцев, проводимых в отношении канонического «тихоновского» духовенства на Кубани: лишение регистраций, приходов, высылка и даже расстрелы.
Длительное время, после прибытия в Краснодар, самому владыке Памфилу не удавалось получить регистрацию от местной власти, поэтому он не мог служить. Как вспоминала его современница, владыка Памфил «обычно находился не облачённым в алтаре и, выходя за всенощной прикладываться к Евангелию, он безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, спустя несколько месяцев, ему было разрешено служить» В Краснодаре его все очень любили. По воспоминаниям матушки Марии Голощаповой, он «в обращении был прост и ласков, но строг к службе» [12].
Некоторые лица, окружавшие епископа, под разными предлогами были завербованы сотрудниками НКВД: об этом многие знали, в том числе и сам владыка. Положение Преосвященного Памфила усугублялось еще и многочисленными попытками обновленческого епархиального управления лишить его возможности совершения богослужений и запретить поездки по немногочисленным каноническим приходам. Дошло до того, что даже многие верующие, запугиваемые чекистами, боялись предоставлять владыке жилплощадь. Находясь в постоянных переездах, епископ Памфил, наконец. поселился у одного протодиакона, о котором ходили слухи как агенте власти. Один пожилой интеллигент сказал как-то епископу Памфилу: «Вы бы пожалели себя, Владыка!», на что тот ответил: «Пою Господу моему дондеже есмь!» [13].
Ранним утром 23 января 1936 года владыку Памфила нашли подвешенным на дереве в саду дома, хозяином которого был протодиакон – здесь жил последнее время архиерей. Возможно, милостивый Господь еще заранее открыл Кубанскому святителю обстоятельства кончины: незадолго перед смертью он часто говорил об удушении, вспоминал трагическую смерть митрополита Филиппа (Колычева), который был задушен Малютой Скуратовым.
Как-то при переезде на одну из квартир владыке Памфилу предложили домик, стоящий внутри огорода, а он сказал: «Нет, не подходит, здесь задушат, и никто не узнает» [14].
До приезда милиции в дом, где проживал владыка, прибежала Пелагея Григорьевна Копытова. Она увидела, что под яблоневым деревом владыка стоял на коленях с петлёй на шее, но верёвка не была натянутой.
Хоронили владыку как простого монаха: духовенство Георгиевского храма боялось совершать отпевание, поскольку официальной версией, на которой настаивала власть было самоубийство. Но собравшийся народ не верил, начался шум, тогда тело епископа Памфила перенесли в Феодоровский придел храма, и поставили в углу около иконы Божией Матери [15]. Отпевать согласился самый младший священник Георгиевского храма отец Иоанн. Он совершал чин погребения и все время плакал. Как дойдет до слов «монаха Памфила» — так служба прерывается, рыдает священник и все верующие.
Прихожане городских храмов не верили в историю о самоубийстве: «Как это – вчера ещё говорил проповедь о вечной жизни, терпел мужественно все насмешки и надругательства, а сегодня повесился?» [16]. Похоронили владыку Памфила на Всесвятском кладбище, установив на памятнике табличку со словами Иисусовой молитвы, которую он умом и сердцем повторял всю жизнь. Вероятно, он расставался с жизнью не колеблясь, поскольку всегда решительно и восторженно говорил о древних мучениках и их страданиях. Вступив в юности на пусть служения Господу, он не сошел с него и перед страхом мучений, явив своей жизнью яркий пример истинного христианина, которому сегодня мы призваны следовать.
Марина БРАВКОВА
ПРИМЕЧАНИЯ
- Государственный архив Житомирской области. Ф. 1. Оп. 78. Д. 477. Л. 176 об.-178.
- Православный голос Кубани. 2012. №. 10. С. 3.
- Богословский вестник. 1904. Т. 2. № 7/8. С. 242, 246, 257, 258, 259.
- Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. К. 296. Е.х. 1.
- Волынские епархиальные ведомости. 1911. № 25. С. 500-501.
- Почаевский листок. 1912. № 29.
- Почаевский листок. № 31-32.
- Там же.
- Почаевский листок. 1911 г. № 31-32.
- Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6343. Оп.1. Д. 263. Л. 85.
- Голощапова М.К. Из времени обновленчества на Кубани. Машинопись. 4.11.1980 / Архив Екатеринодарской епархии.
- Там же.
- Воспоминания Пелагии Григорьевны Копытовой о епископе Памфиле / Архив Екатеринодарской епархии.
- Голощапова М.К. Из времени обновленчества на Кубани. Машинопись. 4.11.1980 / Архив Екатеринодарской епархии.
- Там же.
- Воспоминания Пелагии Григорьевны Копытовой о епископе Памфиле / Архив Екатеринодарской епархии.
Читайте также:
Когда святые рядом (Кубанский мученик епископ Памфил)
За помощью и утешением: чудеса по молитвам епископа Памфила (Лясковского)
Размышления о церковном пении иеромонаха Памфила (Лясковского)
Новые данные о гибели епископа Памфила (Лясковского)
(249)