Исторический очерк о приходах Усть-Лабинского благочиния Кубанской епархии в советский период

В Государственном архиве Краснодарского края, в составе архивного фонда «Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю» имеются данные о том, что в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период в Усть-Лабинском районе Краснодарского края действовало 7 приходов Русской Православной Церкви, а именно, в станицах — Усть-Лабинской, Воронежской, Кирпильской, Ладожской, Некрасовской, Новолабинской и Тенгинской.

        1. Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского

в станице Усть-Лабинской Краснодарской и Кубанской епархии.

Православный приход в станице Усть-Лабинской во имя Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца был открыт еще в 1795 г.; в 1809 году «тщанием прихожан» было возведено новое деревянное здание церкви. К 1862 г. оно обветшало и было перестроено «на каменном фундаменте». В 1872 г. крестьянин Герасим Мешалкин пожертвовал для храма бронзово-позолоченные ризы на иконы Спасителя и Божией Матери в память избавления наследника престола от опасности в Японии.

В том же году к Свято-Николаевскому приходу была приписана бывшая Свято-Сергиевская [во имя святого Преподобного Сергия Радонежского] церковь Ставропольская полка, которая еще в 1864 г. «была окончательно устроена и приспособлена к богослужению». В клировых ведомостях отмечалось, что церковь эта находилась в здании из жженого кирпича, а «колокола размещались на деревянных столбах под крышей».

Известно, что в период с 1880 по 1889 гг. в ст. Усть-Лабинской служил священник о. Евфимий Петрович Тимофеевский (1839-1906), автор труда «Холмская церковно-приходская летопись или, что то же, сказание о церковно-приходской жизни общества обывателей ст. Холмской от начала ее существования», опубликованного в Кубанском сборнике (т. 18. 1913 г. С. 293-331); здесь же в это время он и преподавал в станичном 2-классном училище.

К 1900 году церковь обветшала и жители станицы приняли решение о строительстве новой Троицкой церкви, однако сведения о завершении ее строительства в архивных документах отсутствуют [1].

Накануне революционных событий 1917 г. в станице Усть-Лабинской, относящейся к 23-му благочинию, служили священники: о. Алексей Богданов (благочинный), Михаил Лисицын и Иоанн Сальский [2].

Икона сщмч. Михаила Лисицына, пресвитера Усть-Лабинского

О священнике Михаиле Михайловиче Лисицыне известно, что он был уроженцем Кубанской области, окончил Рязанскую духовную семинарию и с 1912 г. преподавал в начальных станичных училищах. 22 февраля 1918 г. о. Михаил был арестован вступившими в станицу Усть-Лабинскую большевиками, а 25 февраля, после трехдневных мучений и издевательств, казнен. Когда тело о. Михаила было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски. В первую же ночь после ареста мужа, его жена, Евдокия Ивановна Лисицына, проживавшая в собственном доме с двумя малолетними дочерьми, была ограблена ворвавшимися в дом красноармейцами, которые вынесли из дома все, что только можно было унести: деньги, одежду, постельное белье, одеяла, серебряные вещи и съестные припасы, оставив семью о. Михаила практически без средств к существованию…

К представленным сведениям о трагически погибшем батюшке хотелось добавить и то, что на официальном сайте Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии можно найти подробную статью с описанием жития о. Михаила, имя которого, на заседании Священного Синода 4 мая 2017 года, было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня его памяти 11 марта.

Нательный крест сщмч. Михаила Лисицына

И еще один факт: уже после канонизации, по промыслу Божьему, нашелся нательный крест священномученика Михаила, долгие годы хранившийся в его семье, а затем переданный благочестивым священникам. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора эта святыня была передана в Благовещенское Краснодарское подворье женского монастыря «Нерушимая Стена» (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 40) [3].

В 1930-е годы Свято-Николаевская церковь в ст. Усть-Лабинской была закрыта и более уже не возобновлялась, а бывшая полковая церковь во имя святого Преп. Сергия Радонежского, закрытая в 1937 году и переоборудованная под склад, была восстановлена группой верующих в период гитлеровской оккупации (1942 г.), причем на ее восстановление было затрачено более 200 000 рублей. 14 апреля 1945 г. православная община в ст. Усть-Лабинской была официально зарегистрирована Уполномоченным по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю. Однако, в связи с тем, что церковь находилась на территории военного городка, занимаемого воинской частью, в октябре 1947 г. Свято-Сергиевская православная община ст. Усть-Лабинской вынуждена была покинуть это здание и перебраться в другое помещение, расположенное за пределами военного городка по ул. Демьяна Бедного.

К 1990 г. здание церкви обветшало и по просьбе православной общины ст. Усть-Лабинской верующим, на основании постановления Совета по делам религий при СМ СССР от 08.10.1990 (протокол № 17), было разрешено строительство нового здания [4].

В период временной оккупации Усть-Лабинского района Краснодарского края в Свято-Сергиевском молитвенном доме служил протоиерей о. Александр Безсонов. Александр Николаевич Безсонов, протоиерей, родился 10 августа 1885 г. в ст. Приближной Терской области; русский; образование среднее; в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации находился в г. Краснодаре, жил у брата; с сентября 1942 г. служил священником в молитвенном доме ст. Усть-Лабинской.

Трудовая деятельность: с 21 ноября 1906 г. служил диаконом в ст. Дмитриевской Кавказского отдела Кубанской области; с 1907 г. служил настоятелем церкви в ст. Фонталовской Таманского отдела Кубанской области; с 1916 г. – законоучителем Гиагинской гимназии; с 1921 г. — настоятелем церкви ст. Родниковской Кубано-Черноморской области; с 1927 г. — благочинным и настоятелем церкви сел. Успенского Армавирского округа Северо-Кавказского края; с 1929 г. – настоятелем церкви сел. Ольгинского Невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1930 г. – благочинным и настоятелем церкви сел. Казминского Невинномысского района; с 1931 г. — настоятелем собора в гор. Армавире; с 1932 г. – настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Майкопа; с 1933 г. – благочинным и настоятелем церкви в ст. Удобной Отрадненского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. – благочинным и настоятелем церкви ст. Отрадной Азово-Черноморского края; с 1936 г. — благочинным в гор. Обояни Курской области; с 1937 г. – настоятелем собора г. Белгорода Курской области; с 1938 г. – благочинным и настоятелем церкви г. Курска; с 1939 г. – настоятелем церкви ст. Славянской Краснодарского края; с 1940 г. – настоятелем церкви г. Новороссийска; с 1944 г. – настоятелем церкви ст. Апшеронской. По состоянию на 1952 г. служил в Свято-Успенской церкви г. Лабинска [5].

В октябре 1945 г. настоятелем Свято-Сергиевской православной общины назначен о. Николай Казанский. Николай Сергеевич Казанский, протоиерей, родился 1 апреля 1896 г. в г. Сергиев Посад Ярославской губернии; русский; в 1910 году окончил Московское Донское духовное училище; в 1914 г. сдал экзамен на звание учителя; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Московской области в 1941 г.; во время оккупации жил в сел. Петровском Павловского района, служил священником. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Ленинградской одноименного района [6].

В это же время в Сергиевском молитвенном доме служил протоиерей Александр Васильевич Беневольский. О. Александр родился 18 августа 1888 г. в сел. Большая Грязнуха Балашовского уезда Саратовской губернии; русский; в 1904 г. окончил Балашовское духовное училище; в 1910 г. окончил Саратовскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1934 г.; в Краснодарский край прибыл из Саратовской области в 1922 г.; во время оккупации (с 20 декабря 1942 г.) служил священником в г. Кропоткине (ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 47. Л. 97; Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 324).

В 1947 г. в Свято-Сергиевский молитвенный дом назначен священник о. Иоанн Васильев. Иван Александрович Васильев родился 26 апреля 1888 г. в сел. Лысые Горы Саратовской губернии; русский; в 1908 г. окончил Аткарское реальное училище; в 1910 г. окончил регентскую школу в г. Саратове; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; прибыл в Краснодарский край из сел. Пенделки Кузнецкого уезда в 1931 г.; во время оккупации служил хористом при Свято-Ильинской церкви г. Краснодара, затем организовал [православную] общину в ст. Афипской и служил священником.

Трудовая деятельность: с 1912 г. служил псаломщиком в Свято-Вознесенской церкви г. Кузнецка Саратовской епархии; с 1915 г. служил псаломщиком-диаконом в Свято-Покровской церкви г. Вольска Саратовской епархии; с 1921 г. служил диаконом в сел. Барсуковке Вольского уезда Саратовской губернии; с 1922 г. – служил священником в с. Пенделки Кузнецкого уезда Саратовской области; с 1930 г. – счетовод-табельщик в г. Краснодаре; с 1931 г. – помощник бухгалтера в пригородном хозяйстве г. Краснодара, плановик-экономист на Краснодарском кондитерском комбинате; с 1943 г. – настоятель Свято-Троицкой церкви в г. Краснодаре; с 1945 г. – настоятель Свято-Николаевского молитвенного дома в г. Лабинске; с 1947 г. – настоятель Свято-Сергиевского молитвенного дома в ст. Усть-Лабинской; с 1948 г. — настоятель Свято-Иоанно-Богословского молитвенного дома в сел. Новокубанском; с ноября 1952 г. – настоятель Свято-Покровского молитвенного дома в ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края [7].

С 1948 г. в Свято-Сергиевском молитвенном доме служил священник о. Александр Писарев. Александр Иванович Писарев протоиерей, род. 23.02.1876 г. в с. Казинки Козловского уезда Тамбовской губернии, русский; в 1900 г. окончил Ардонскую духовную семинарию Владикавказской епархии (в настоящее время Северная Осетия); женат (жена Лидия Кузьминична Писарева, урожд. Петунина); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.; прибыл в Краснодарский край из г. Ставрополя в 1922 г.; во время оккупации служил священником в с. Белом Красногвардейского района. Награды: в 1951 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским награжден палицей.

Трудовая деятельность: в 1900 г. рукоположен Епископом Тамбовским Георгием в сан священника, с 1900 г. служил священником в сел. Излегощи Тамбовской губернии; с 1903 г. служил священником в ст. Николаевской Кубанской области; с 1904 г. – в ст. Губской Кубанской области; с 1905 г. в сел. Комбулат Ставропольской губернии; с 1912 г. – в сел. Воронцово-Николаевском Ставропольской губернии; с 1921 г. в г. Ставрополе; с 1922 г. в ст. Приморско-Ахтарской Кубано-Черноморской области; с 1923 г. – в г. Краснодаре; с 1931 г. в г. Краснодаре на гражданской работе; с 1942 служил священником в сел. Белом Красногвардейского района Краснодарского края; с 1943 г. — священником в ст. Старокорсунской; с 1944 г. – в сел. Калинино; с 1948 г. – в ст. Усть-Лабинской. По состоянию на 1952 г. служил в Воскресенской церкви г. Майкопа [8].

С 1952 г. священником здесь служил о. Петр Турчин. Петр Иванович Турчин родился 10 июня 1902 г. в ст. Крымской Таманского отдела Кубанской области; русский; в 1916 г. окончил Екатеринодарское духовное училище; в 1917 г. отучился 1 год в Ставропольской духовной семинарии; в 1921 г. окончил среднюю школу в ст. Крымской; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА.

Трудовая деятельность: с 1924 по 1926 гг. находился на действительной военной службе в г. Грозном; с 1926 по 1941 гг. на гражданской работе; с 1941 по 1945 гг. — служил в РККА; с 1945 по 1946 гг. работал ревизором-бухгалтером железнодорожного ОРСа в ст. Тимашевской; с 1946 г. – диакон Свято-Покровского собора в г. Кропоткине; с 1950 г. – диакон Сергиевской церкви ст. Усть-Лабинской; с 1952 г. – священник в той же церкви; с 1954 г. – священник Рождество-Богородицкой церкви пос. Лазаревский; с 1955 г. – священник Воскресенского собора г. Майкопа [9].

В период правления Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева храм в г. Усть-Лабинске оставался действующим.

В 1989 году священником Леонидом Черных была начата подготовка к строительству нового, более вместительного храма во имя преподобного Сергия Радонежского – третьего храма с тем же названием по улице Демьяна Бедного.

По благословению Высокопреосвященейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в 1992 году был вырыт котлован, и началось строительство нового храма, которое продолжалось под руководством протоиерея Леонида Черных до июня 2004 года. В сентябре 2003 года была сооружена колокольня с шатром, куполом и красивым ажурным крестом.

С 20 января 2005 года настоятелем храма святого преподобного Сергия Радонежского в г. Усть-Лабинске назначается благочинный Усть-Лабинского округа протоиерей Александр Черных, который продолжил строительство храма. 18 июля 2005 года, на престольный праздник храма было начато поднятие куполов, и в течение трех дней здание храма увенчали 5 куполов с крестами.

В течение 2005 года было осуществлено сооружение кровли храма и монтаж окон, в 2007 году была построена изгородь, произведена кирпичная кладка и установлены кованые заборные секции и ворота; территория храма выложена брусчаткой.; во второй половине 2006 года профессиональными художниками-иконописцами фирмы «Нестерцево» под руководством талантливого руководителя и художника Ярослава Рылло была выполнена роспись храма [10].

2. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в станице Воронежской

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в ст. Воронежской была построена тщанием прихожан в 1838 году и в этом же году освящена. Здание церкви первоначально было деревянным, на каменном фундаменте, с такою же колокольней. В 1891 г. полковник Федор Захарович Дуленко пожертвовал киот на икону, подаренную церкви казаками Е.И.В. конвоя.

В 1915 г., тщанием прихожан, построена новая кирпичная церковь на каменном фундаменте с такой же колокольней. Кроме главного престола в ней был освящен придельный престол в честь св. Георгия Победоносца [11]. До революции в ст. Воронежской служил священник Лев Иванов [12]. В 1930-е годы церковь в ст. Воронежской, одна из немногих на Кубани, оставалась действующей.

В период гитлеровской оккупации в ст. Воронежской служил священник Валериан Степанович Маляровский. О. Валериан родился в 1893 г. в сел. Кислянском Челябинского уезда Оренбургской губернии; русский; в 1913 г. окончил Оренбургскую духовную семинарию.

Семейное положение: жена Маляровская О.Я., 1897 года рожд., сын Алексей, 1916 года рожд., старший сержант, служил в действующей армии с 1941 г. Состав семьи: дочь Маргарита, 1919 года рожд., инвалид Отечественной войны, старший сержант медицинской службы; дочь Людмила, 1921 года рожд., студентка Кубанского медицинского института; сын Игорь, 1923 года рожд.,   служил в действующей армии с 1941 г., звание старший лейтенант, имеет боевые награды; внук Эдуард Станиславович, 1940 года рожд.

В Краснодарский край о. Валериан прибыл в 1938 г. из г. Иркутска; во время оккупации и после нее служил священником в ст. Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Трудовая деятельность: с 1914 г. о. Валериан служил священником в ст. Травниковской Троицкого уезда Оренбургской епархии; с 1917 г. – священником в сел. Севастьяновском Дуплинского района Новосибирской области; с 1924 г. – статистиком-экономистом крайстатотдела г. Иркутска; с 1938 г. – нормировщиком крайлессоюза в г. Краснодаре; с июля 1941 г. – статистиком Краснодарской конторы «Союзутиль»; с августа 1942 г. – до сентября 1945 год служил настоятелем прихода в ст. Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края. В благодарность за его ревностную пастырскую службу и неусыпную заботу о благоустройстве храма и прихода, члены церковного совета поднесли ему коричневую бархатную фелонь, купленную на «специально собранные для этого средства» [13].

30 января 1943 г., незадолго до освобождения ст. Воронежской, гитлеровцы и местная полиция, несмотря на протесты священника о. Валериана Маляровского, «по стратегическим соображениям» выломали дверные запоры и поместили туда 940 человек советских военнопленных. При этом в холодном каменном здании, при морозах до- 20 градусов по Сº, находились измученные, полуголодные, практически разутые и раздетые пленники, медленно умиравшие там от голода, холода и побоев. Стоны умирающих и крики о помощи день и ночь беспрерывно неслись из церкви, но жители станицы не в состоянии были им помочь, так как здание охранялось автоматчиками и приближение к нему было запрещено под страхом расстрела. При этом церковное имущество было уничтожено и разграблено, а сумма убытков по самым скромным подсчетам составила 2,5 млн. рублей, по ценам того времени [14].

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (с сентября 1945 по апрель 1946 г.) в ст. Воронежской служил священник-псаломщик Даниил Самойлович Матросов, а с марта 1946 г. о. Петр Васильевич Кожевин.

О. Петр родился 22.01.1906 г. в сел. Егоршино Екатеринбургской губернии; русский; образование среднее (10 классов); женат, не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.; во время оккупации служил священником в Хиславичском районе Смоленской области; в Кубанскую епархию прибыл в 1945 году.

Трудовая деятельность: с 1924 г. – машинист лебедки шахтоуправления пос. Егоршино Свердловской области; с 1926 – забойщик шахты; в 1929 году был рукоположен во диакона в Пророко-Ильинскую церковь пос. Егоршино (с 1938 г. г. Артемовск) Свердловской области; в 1933 году по случаю смерти священника о. Григория Сартыкова и по просьбе верующих принял рукоположение в сан священника; прослужил священником семь месяцев, после чего был взят на общественно-полезные работы и находился на работах по постройке железной дороги в г. Курган Челябинской области; по решению президиума Егоршинского РИКа через три месяца, в марте 1934 г., был освобожден от работ; с сентября 1934 г. работал учителем начальной школы в с. Писанец Егоршинского района Свердловской области; с 1937 г. – учителем вечерних школ; с 1939 г. – инспектором РОНО по вечерним школам; 30 июня 1941 г. был призван в действующую армию, служил в 53-м стрелковом полку 4-го батальона 2-й роты 20-й Армии; в октябре 1941 года попал в окружение в районе с. Екимовичи Смоленской области на реке Десна под г. Рославль; 7 октября 1941 г. бежал из лагеря для военнопленных и устроился священником в местечке Хиславичи Смоленской области; прослужив месяц, был направлен благочинным о. Георгием Никитенко в приход Хиславического района Смоленской области (село Сойно), где служил с 30.12 1941 по 27.09.1943; в 1941 г. был принят в каноническое общение с РПЦ епископом Стефаном Смоленским и Брянским; по очищении Смоленской области от гитлеровских оккупантов в 1943 году на кафедру Смоленской епархии прибыл Архиепископ Василий (Ратмиров), перед ним было принесено покаяние и о. Петр вновь был принят в каноническое общение; в сентябре 1945 г. по приглашению благочинного 13-го округа Н. Беляева прибыл в Краснодарскую епархию; с 9 октября 1945 г. Епископом Флавианом назначен на приход в Свято-Успенский молитвенный дом ст. Старотитаровской Темрюкского района; 18 марта 1946 г. перемещен в ст. Воронежскую; с 1947 г. переведен в ст. Келермесскую Гиагинского района; с 1949 г. – в ст. Переяславскую Брюховецкого района; с 1951 г. – в ст. Губскую Мостовского района; с 1953 г. – в ст. Новолабинскую Усть-Лабинского района, затем, в этом же году, вновь переведен в ст. Воронежскую [15].

В церкви ст. Воронежской также служили священники о. Андрей Григорьевич Рожнов, о. Михаил Дмитриевич Гаврик и др., вплоть до 1965 г., когда, в соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР от 21 июля 1965 г., она была закрыта, а православная община снята с регистрации.

В 1990 г. православная община в ст. Воронежской была восстановлена и в настоящее время действует в прежнем здании по ул. Ленина, 23 [16].

3. Храм во имя Св. Архистратига Михаила в станице Кирпильской.

8 октября 1885 г. благочинным священником о.Петром Кульминым и областным архитектором Н.Г. Сеняпкиным, по инициативе жителей поселка Кирпильского (с 1906 г. ст. Кирпильская), в юрте станицы Усть-Лабинской на левом берегу реки Кирпилей, напротив Соловьевой гребли, было выбрано место для строительства храма. Однако из-за недостатка денег общество приняло в 1886 г. решение построить временный молитвенный дом. Храмозданная грамота была выдана 15 июня 1887 г., а 25 августа того же года совершена закладка молитвенного дома. Строительство его было закончено в марте 1889 г. и 26 сентября 1889 г. деревянный храм на кирпичном фундаменте с колокольней из четырех колоколов был освящен.

В 1911 г. тщанием прихожан была построена новая каменная церковь с такой же колокольней [17]. До революции в ст. Кирпильской служил священник Константин Кононов [18].

В 1930 г. церковь в ст. Кирпильской была закрыта и разрушена, и только 1 ноября 1943 г., уже после изгнания гитлеровцев, приход в ст. Кирпильской был возобновлен в бывшей церковной сторожке. На тот момент Михайло-Архангельский молитвенный дом относился к обновленческой ориентации. Первым настоятелем возрожденного прихода являлся о. Емельян Иванович Дубакин, псаломщиком при нем служил Андрей Никодимович Макаренко, 1874 г.р., уроженец села Жукино Черниговской губернии. С 1881 г. жил в ст. Кирпильской, занимался сельским хозяйством; в 1914-1915 гг. служил псаломщиком в церкви; с 1930 г. работал в колхозе. Семейное положение: женат (жена Евдокия Сидоровна Макаренко (девичья фамилия не указана), 1888 г.р. [19].

В 1944 г. в ст. Кирпильскую переведен священник Соломяный Иоанн Никифорович. О. Иоанн родился 20 октября 1872 г. в ст. Петровской Кубанской области. С 1895 по 1929 гг. он исполнял обязанности псаломщика и регента в ст. Петровской Славянского района Кубанского округа Северо-Кавказского края; в 1930 г. рукоположен во диакона; в 1933 г. поступил кровельщиком в портовое ремонтное сооружение в г. Новороссийске, где работал вплоть до начала 1942 г.; в период оккупации проживал в ст. Холмской, занимался кровельно-жестяными работами. В 1943 г. выехал в г. Краснодар, был рукоположен в сан иерея (священника) и назначен в хутор Незаймановский Тимашевского района; в 1944 г. переведен в ст. Кирпильскую. Семейное положение: женат на Марии Кирилловне Соломяной (девичья фамилия жены не указана), 1884 г.р. [20].

С июня 1945 г. настоятелем молитвенного дома служил протоиерей о. Николай Павлович Ермолаев. О. Николай родился в 1881 г. в сел. Княжево Тамбовской губернии; в 1908 г. окончил курс Московской духовной семинарии (Троице-Сергиев посад), после чего был назначен учителем математики в церковно-учительскую школу ст. Убеженской Кубанской области; в 1910 г. назначен священником в сел. Дивное Ставропольской губернии; в 1911 г. перемещен в ст. Ахтырскую Кубанской области; в 1914 г. – в ст. Мингрельскую; в 1915 г. – в ст. Старокорсунскую; в 1919 г. – в ст. Убеженскую; в 1927 г. – в ст. Беломечетскую; в 1928 г. – в ст. Псебайскую; в 1929 г. – в село Новокубанское Армавирского района Северо-Кавказского края; в 1933 г. – в ст. Беслинеевскую Лабинского района; в 1934 г., вследствие закрытия прихода поступил сторожем в Беслинеевский лесной участок предприятия «Цем Обруч» (так в документе); в 1940 г. поступил пастухом в Псебайский лесной участок лесокомбината в ст. Баговской; с 1941 по 1943 гг. – безработный; проживал в с. Псебай Краснодарского края; в 1943 г. назначен священником в ст. Баговскую Краснодарского края [21].

С июня 1948 г. настоятелем Михайло-Архангельского молитвенного дома служил священник о. Прокофий Григорьевич Фуга. О. Прокофий родился в 1895 г. в ст. Стародеревянковской Ейского отдела Кубанской области; русский; в 1916 г. окончил Кубанскую учительскую семинарию в г. Краснодаре; в 1936 г. — Ростовский педагогический институт; женат (имел двух сыновей 1925 г.р. и 1927 г.р. и дочь); не судим; во время оккупации служил священником в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края.

Трудовая деятельность: после окончания Кубанской учительской семинарии в декабре 1916 г. был мобилизован в действующую армию и находился в запасном батальоне; из армии демобилизован в ноябре 1917 г. и назначен запасным штатным учителем по 9-му инспекторскому району в ст. Каневскую; в ноябре 1921 г. Архиепископом Краснодарским и Кубанским Иоанном рукоположен в сан священника, после чего служил в ст. Благовещенской Анапского района, Копанской Новодеревянковского района, Александровской Каневского района, Ирклиевской Тихорецкого района; в 1930 г. вышел за штат; с 1 сентября 1930 г. работал учителем в школе № 11 Сандатовского сельсовета Сальского района Северо-Кавказского края; затем в школе № 20 г. Ростова-на-Дону; во время оккупации жил вначале в г. Ростове-на-Дону, затем, с 20 октября 1942 г., служил священником в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края; с 20 января 1943 г. вернулся в г. Ростов-на-Дону; 18 февраля 1944 г. Епископом Краснодарским и Кубанским Фотием (Топиро) назначен священником в ст. Ольгинскую Приморско-Ахтарского района Краснодарского края; с 25 мая 1945 г. служил священником в Свято-Николаевском молитвенном доме ст. Камышеватской Ейского района Краснодарского края; с июня 1948 г. – настоятель Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Кирпильской Краснодарского края [22].

С июля 1951 г. настоятелем церкви в ст. Кирпильской значится о. Максим Ефимович Труш. О. Максим родился 13.08.1875 г. в ст. Платнировской Кавказского отдела Кубанской области; русский; 20 декабря 1898 г. экстерном выдержал испытание при реальном училище г. Екатеринодара на право преподавания в двуклассном начальном училище; вдов; в 1929 г. осужден на 8 лет и выслан на Урал в г. Красновишерск; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; во время оккупации жил в г. Краснодаре, работал на гражданской работе.

Трудовая деятельность: с 1 сентября 1899 г. преподавал в станичном училище ст. Дядьковской Кубанской области; с 1 сентября 1911 г. служил псаломщиком в этой же станице; с 1919 г. – диаконом; с августа 1929 г. — работал пчеловодом в пчеловодческой артели в ст. Дядьковской в составе товариществе Рой Л. и Казусь Ив.; с февраля 1933 г. выехал с пасекой в г. Геленджик и работал в лесу близ сел. Греческого, затем в окрестностях ст. Кореновской (с мая 1933 г.), в ст. Тихорецкой ( (с февраля 1934 г.), в сел. Греческом под горой Хорив (с февраля 1935 г.); с июля 1937 г. работал на заводе «Красный труд» в г. Краснодаре на складе; с ноября 1942 г. жил в г. Краснодаре, не работал; с марта 1943 г. служил псаломщиком в ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района; 15 августа 1943 г. рукоположен в сан священника; с 5 сентября 1943 г. служил священником в хут. Свободном Приморско-Ахтарского района; 2 апреля 1944 г. воссоединен с патриаршей церковью; с 9 октября 1945 г. служил священником в ст. Зассовской Упорненского района; с 20 мая 1946 г. служил священником в хут. Тиховском Красноармейского района; с 20 июля 1949 г. служил в молитвенном доме ст. Сергиевской Кореновского района. В 1950 г. награжден набедренником [23].

Незадолго до закрытия прихода, в июне 1960 года, настоятелем в Михайло-Архангельский молитвенный дом был назначен священник Соломенный Григорий Иванович, однако уже в следующем году приход в ст. Кирпильской был закрыт в соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 12 декабря 1961 г. [24].

4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в станице Ладожской

Свято-Успенская церковь в ст. Ладожской была построена тщанием прихожан в 1826 г. Здание каменное с такой же колокольней. В 1875 г. церковь обновлена, сделана новая ограда. В 1894 г. ротмистр Собственного Е.И.В. конвоя Семен Ефимович Асеев с супругой пожертвовали в церковь напрестольный большого формата серебряно-позолоченный крест и икону Успения Божией Матери художественной работы в «сребропозлащенной ризе», а к ней лампаду из нового золота [25]. В 1916 г. в Свято-Успенской церкви ст. Ладожской служили священники Иосиф Диаконов и Алексей Четыркин [26].

В отношении священника о. Иосифа Григорьевича Диаконова следует отметить, что в 1885 г. он окончил Воронежскую духовную семинарию и с 1886 г. преподавал в земском училище сел. Нижне-Марьино Коротоякского уезда Воронежской губернии; 30 января 1889 г. рукоположен в сан иерея и определен в местную церковь; 21 ноября 1892 г. определен священником в ст. Пензенскую Кубанской области, а в апреле 1893 г. – законоучителем в местное станичное училище.

7 февраля 1897 г. награжден набедренником; в этом же году за труды по «Всеобщей переписи населения», — темно-бронзовой медалью; 10 февраля 1898 г. утвержден миссионером 17-го округа Кубанской области; 20 октября 1899 г. перемещен к церкви ст. Ладожской Кубанской области; с сентября 1901 г. состоял законоучителем при Ладожском женском училище; в 1904 г. награжден скуфьей, в 1907 г. – камилавкой. С 1 сентября 1910 г. назначен законоучителем в Ладожское 4-классное (позднее высшее начальное городское) училище. Состав семьи: жена Надежда Николаевна Иванова, 1870 г.р.; дети: Николай, 1894 г.р., на тот момент (1910 г.) обучался Ставропольской гимназии, Александра, 1897 г.р., обучалась в Воронежской гимназии, Евгений, 1902 г.р., Григорий, 1904 г.р., Георгий, 1907 г.р., Елизавета, 1910 г.р. [27].

В начале 1930-х годов церковь в ст. Ладожской была закрыта и разрушена [28]. В 1942 г., в период гитлеровской оккупации богослужения в ст. Ладожской возобновились в бывшей церковной сторожке. На тот момент свято-Успенский молитвенный дом относился к обновленческой ориентации. Первым настоятелем возрожденного прихода являлся священник о. Андрей Рожнов.

Андрей Григорьевич Рожнов родился 1 июля 1878 г. в слободе Большая Халань Новооскольского уезда Курской губернии; русский; в 1890 г. окончил Больше-Халанское сельское одноклассное училище; женат (повенчан в 1899 г., жена Александра Павловна урожд. Деревянкина, 1881 г. р., в составе семьи также сыновья: Василий, 1916 г. р. и Анатолий, 1919 г. р., служили в РККА); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви и рукоположен в сан диакона 10 июня 1945 г., 11 июня рукоположен во священника. Награды: архиепископом Гермогеном Краснодарским и Кубанским в 1950 году награжден набедренником; в 1954 г. – скуфьей.

Трудовая деятельность: с 1890 по 1910 гг. проживал в сел. Большая Халань, работал портным; в 1910 г. переехал в ст. Шкуринскую Уманского уезда Донской области; 9 августа 1910 г. определен к церкви во имя Св. Григория Богослова Ачуевского рыболовного завода Кубанской области псаломщиком; 9 сентября 1914 г. переведен в хут. Северин Кубанской области; 9 сентября 1923 г. переведен в Свято-Николаевскую церковь ст. Лабинской; в 1925 г. рукоположен в сан диакона; 15 ноября 1929 г. переведен к Свято-Вознесенской церкви ст. Курганной; 15 ноября 1930 г. вернулся в хут. Северин псаломщиком; в 1934 г. вышел за штат и 20 мая этого же года поступил сторожем в кролиководческий совхоз в ст. Ладожской; 13 февраля 1935 г. перешел в совхоз «Вимовец» помощником пчеловода; 25 сентября 1936 г. поступил на чайную фабрику «Проводник» в г. Краснодаре; с 1 июля 1939 г. перешел в артель «Красный инвалид» ст. Ладожской; 6 октября 1942 г. рукоположен в сан священника и поступил на службу в Свято-Успенский молитвенный дом ст. Ладожской, где и служил до 3 июня 1949 г. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Воронежской Усть-Лабинского района [29].

17 августа 1949 г. настоятелем молитвенного дома назначен иеромонах Антоний, в миру Алексей Григорьевич Рогулин. О. Антоний родился в 1904 году в дер. Брысины Курской губернии; русский; в 1936 г. окончил вечернюю семилетнюю школу в ст. Брюховецкой; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ростовской области в 1936 г.; с 1942 по 1943 г. служил в РККА.

Трудовая деятельность: с 1925 по 1927 гг. служил псаломщиком в Курской области в сел. Поды. С 1927 по 1936 гг. служил псаломщиком в с. Христичево Ростовской области; с 1936 по 1942 гг. работал нормировщиком в ст. Брюховецкой Краснодарского края; с 1942 по 1943 гг. служил в Красной Армии; с 1943 по 1944 гг. служил в ст. Брюховецкой псаломщиком; с 1944 по 1945 гг. служил священником в ст. Ахтырской; с 20 марта по 15 сентября 1945 г. служил священником в ст. Атаманской; с 10 ноября 1945 г. по 1947 г. служил священником в с. Каланчак Херсонской области; с 1947 г. по 1948 г. служил в Св.-Успенском монастыре в г. Одессе; с 20 ноября 1948 г. по 30 июня 1949 г. служил священником в сел. Глебовке; 30 июня вследствие болезни горла был освобожден для амбулаторного лечения; 17 августа 1949 г. определен настоятелем в Свято-Успенскую церковь ст. Ладожской, где служил вплоть до декабря этого же года [30].

12 декабря 1949 г. настоятелем назначен о. Александр Голубинский. Александр Петрович Голубинский родился 13 февраля 1893 г. в ст. Успенской Кавказского отдела Кубанской области; русский; в 1916 г. окончил полный курс Ставропольской духовной семинарии; в 1919 г. окончил 2 курса Московского коммерческого института; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации (с 1942 по 1945 гг.) служил в РККА.

Трудовая деятельность: с 1919 по 1925 г. служил священником в с. Россошном; с 1926 по 1933 гг. – в с. Белая Глина; с 1934 по 1937 гг. – в ст. Новопокровской; с 1938 по 1942 г. – на гражданской службе, работал счетоводом в совхозе Агроном в ст. Динской Краснодарского края; с 1942 по 1946 гг. служил в Красной Армии. В 1952 год переведен в ст. Некрасовскую Усть-Лабинского района [31].

С января 1952 г. священником в ст. Ладожской служил о. Леонид Бухарев. Леонид Владимирович Бухарев, протоиерей, род. 15 августа 1887 г. в г. Москве; русский; в 1909 г. окончил Тверскую духовную семинарию; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1950 г.; во время оккупации жил в г. Ставрополе, не работал.

Награды: в 1916 г. Архиепископом Тверским и Кашинским Антонием награжден наперсным крестом; в 1917 г. Архиепископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом награжден саном протоиерея.

Трудовая деятельность: с 1909 по 1916 гг. служил священником в Свято-Николаевской церкви в с. Белом Бежецкого уезда Тверской губернии; с 1916 по 1924 гг. – в Свято Троицкой церкви сел. Зачатьевка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии; с 1924 по 1927 гг. – во Владимирском соборе в г. Киеве; с 1927 по 1930 гг. – в Свято Успенском соборе г. Александрия Кременчугского округа; с 1930 по 1934 гг. – благочинный Медвеженского округа Ставропольской епархии; с 1934 по 1943 гг. на частной работе; с 1943 по 1948 гг. – священником Рождество-Богородицкой церкви в с. Родыки Димитровского района Ставропольского края; с 1948 по 1950 гг. – священником Свято-Николаевского молитвенного дома в с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края; с 1950 по 1952 гг. – священником Свято-Николаевского молитвенного дома в ст. Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края [32].

24 сентября этого же года настоятелем в ст. Ладожскую назначен священник о. Михаил Гаврик. Михаил Дмитриевич Гаврик родился 18 декабря 1899 г. в ст. Новощербиновской Ейского отдела Кубанской области, русский; в 1915 г. окончил церковно-учительскую школу в с. Новогригорьевском Ставропольской губернии; в 1917 г. 2-х годичные диаконо-псаломщические курсы при этой же школе; в 1927-1928 гг. был вольнослушателем 1-го курса Московской богословской академии; женат (жена Гаврик Елизавета Марковна, 1896 г. рождения; сын Иван, 1923 г. рожд., сын Николай, 1925 г. рожд., дочь Попович Мария, 1919 г. рожд); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из г. Акетафа Азербайджанской ССР в 1941 г.; во время оккупации организовал православную общину в ст. Воронцовской Новотитаровского района и служил там священником.

Трудовая деятельность: с 15 мая 1917 г. служил псаломщиком в церкви ст. Николае-Романовской Кубанской области; с 5 октября 1917 г. – служил учителем одноклассного училища в хут. Зеленчукском Баталпашинского отдела и хут. Николенко Кубанской области; с 30 августа 1918 г. — псаломщиком в церкви ст. Воронцовской Екатеринодарского отдела; с 30 июля 1920 г. – диаконо-псаломщиком церкви ст. Андреевской Таманского отдела; с 12 марта 1923 г. – диаконо-псаломщиком церкви ст. Нововеличковской; с 17 октября 1923 г. – диаконом церкви ст. Бриньковской Приморско-Ахтарского района; с 10 августа 1926 г. – 2-м диаконом Екатерининского собора в г. Краснодаре; с 16 августа 1927 г. – диаконо-псаломщиком церкви ст. Сергиевской Тимашевского района; с 1928 г. – священником церкви хут. Найденовского Кропоткинского района; с 9 июля 1929 г. – священником церкви с. Малинино Тимашевского района; с 22 октября 1929 г. – священником церкви с. Григорьевского Северского района; с 30 августа 1930 г. – священником в ст. Калужской Северского района; с 14 сентября 1933 г. – священником в ст. Старокорсунской Динского района; со 2 февраля 1934 г. ушел за штат, работал счетоводом; с 10 сентября 1942 г. служил священником церкви ст. Воронцовской Новотитаровского района Краснодарского края; с 11 мая 1944 г. – священником церкви ст. Нововеличковской; с 26 октября 1946 г. — священником церкви ст. Петровской Черноерковского района; с 9 сентября 1948 г. – в ст. Владимирской Лабинского района; с 15 сентября 1949 г. – в хут. Полтавченском Кущевского района; с 12 февраля 1950 г. – в г. Геленджике; с 14 сентября 1950 г. – в ст. Холмской; с 26 июля 1951 г. – в ст. Бриньковской; с 28 июля 1952 г. – в ст. Ивановской [33].

С 1954 г. в ст. Ладожский служил священник о. Андрей Массальский и другие [34]. С 1952 г. богослужения в ст. Ладожской проводились в молитвенном доме, приобретенном верующими у частного лица. В результате длительного пользования молитвенный дом пришел в ветхое состояние и согласно акту технической комиссии его эксплуатация стала невозможной. В связи с этим члены приходского совета обратились в местные органы власти с заявлением о получении разрешения на строительство нового молитвенного здания на средства и силами православной общины.

Обращение было рассмотрено местными органами власти и 30 сентября 1989 г. уполномоченный Совета по делам религий дал разрешение на строительство в станице Ладожской нового молитвенного здания «взамен пришедшего в ветхое состояние» [35].

В настоящее время в ст. Ладожской, в новом церковном здании по ул. Красной, 195 «А», возвышается красивый Свято-Успенский православный храм.

5. Храм во имя Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в станице Некрасовской

Свято-Николаевская церковь в ст. Некрасовской была построена тщанием прихожан в 1846 г., однако в клировой ведомости имеются сведения о том, что фактически приход существовал с 1844 г. Здание церкви, покрытое тесом, было деревянным.

В 1867 г. на казенные средства с добавлением средств Кубанского казачьего войска и прихожан построена новая деревянная на каменном фундаменте церковь с такой же колокольней.

В 1908 г. в связи с ветхостью старой церкви на средства местного казачьего общества построен новый кирпичный храм с колокольней. Главный престол освящен 28 апреля 1908 г. в честь Свт. Николая, придельный престол освящен 29 апреля 1908 г. во имя св. Параскевы Пятницы [36]. До революции в ст. Некрасовской служили священники Александр Тимофеевский и Григорий Руткевич [37].

В 1930-е годы церковь в ст. Некрасовской была закрыта; в период гитлеровской оккупации Свято-Николаевский приход возобновил свою деятельность под руководством священника о. Владимира Василевского.

Владимир Петрович Василевский родился в 1885 г. в сел. Учма Угличского уезда Ярославской губернии; в 1907 г. окончил Ярославскую духовную семинарию; во время оккупации служил священником в молитвенном доме ст. Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Трудовая деятельность: с 1 сентября 1907 г. служил в церковно-приходской школе сел. Красного Рыбинского уезда Ярославской губернии; с 1 сентября 1909 г. служил в женской церковно-приходской школе г. Рыбинска; с 1 сентября 1911 г. служил в двуклассной церковно-приходской школе сел. Брейтово Ярославской губернии; с 1 февраля 1912 г. служил в двуклассной церковно-приходской школе сел. Дубовка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии; в 1913 г. рукоположен в сан священника; с июня 1913 г. служил настоятелем Свято-Николаевской церкви сел. Лакедемоновка на Миусе Таганрогского округа области войска Донского; с июля 1915 г. служил настоятелем двухклирного прихода Свято-Покровской церкви сел. Кагальник Азовского уезда области войска Донского; в 1923 г. вышел за штат, был безработным; в 1925 г. поступил счетоводом в кенафный[1] отдел г. Краснодара (плантация № 1); с 21 января 1926 г. работал зав. складом и магазином технического импорта в г. Нальчике Кабардино-Балкарской АССР; с марта 1927 г. работал заведующим сыроварным заводом в г. Майкопе; с 15 декабря 1929 г. – счетоводом в сельхозартели им. Сталина в ст. Гиагинской Майкопского округа Северо-Кавказского края; с 30 апреля 1930 г. – бухгалтером сельхозартели «Сакко-Ванцетти» Лысогорского сельсовета Курсавского района Ставропольского края; с 14 сентября 1931 г. работал бухгалтером в с/х артели сел. Нагут Курсавского района; с 11 апреля 1932 г. – бухгалтером в Ставропольском пункте Союззаготптица; с 24 октября 1932 г. – старший бухгалтер Мечетинского кроличьего комбината; с 5 апреля 1933 г. – бухгалтером и помощником бухгалтера в торгсине, на инкубаторной станции и др.; с 18 сентября 1933 г. – бухгалтером автоколонны зерносовхоза им. Кирова Шпаковского района Ставропольского края; с 15 марта 1936 г. – старшим бухгалтером на лесоскладе «Востлесосбыт» в сел. Петровском Ставропольского края; с 27 февраля 1937 г. – старшим бухгалтером головного буфета станции Петровской; с декабря 1939 г. по 8 августа 1942 г. (до начала оккупации) работал плановиком на Хатукайском консервном заводе Красногвардейского района Адыгейской АО; с сентября 1942 г. служил настоятелем Свято-Николаевского молитвенного дома в ст. Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края; с мая 1947 г. служил настоятелем Свято-Покровской церкви ст. Каневской Краснодарского края [38].

В этот же период в ст. Некрасовской служил псаломщик Василий Андреевич Панарин, уроженец этой же станицы. Родился 17 января 1893 года, русский, образование начальное, в обновленческом расколе не состоял [39].

В 1950 г. настоятелем в ст. Некрасовской служил священник Александр Иванович Ляшенко. О. Александр родился 13 августа 1889 г. в сел. Бушинка Брацлавского уезда Каменец-Подольской губернии. Получил домашнее образование. В 1923 г. был рукоположен в сан священника и назначен к Богородицко-Казанской церкви села Перепеличье Брацлавского уезда Каменец-Подольской губернии; в 1925 г. перемещен в село Васильевку того же уезда к церкви Св. Преп. мученицы Параскевы; в 1929 г. выехал в г. Орджоникидзе и был назначен священником в ст. Красногорскую Ставропольского края. В 1930 г. оставил церковную службу и вернулся в г. Орджоникидзе, где завербовался золотопромышленником. В 1942 г. приехал в село Соленое Псебайского района Краснодарского края и работал сапожником; во время оккупации жил в хут. Вольном Лабинского района, работал сапожником. 13 февраля обновленческим Архиепископом Владимиром (Ивановым) назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви ст. Андрюковской Мостовского района; 24 декабря 1945 г. Епископом Флавианом (Ивановым) определен настоятелем Свято-Михайло-Архангельского молитвенного дома ст. Надежной ; в 1949 г. переведен в ст. Калниболотскую; в 1950 г. переведен в ст. Нововеличковскую Новотитаровского района; с 19 июня 1950 – в ст. Некрасовской [40].

28 июля этого же года настоятелем Свято-Николаевского молитвенного дома назначен о. Леонид Бухарев (см выше), а в январе 1952 г. – о. Александр Голубинский (см. выше).

В соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 ноября 1962 г. православное общество в ст. Некрасовской было снято с регистрации, а молитвенный дом закрыт. Через 28 лет, 27 сентября 1990 г., православное общество в ст. Некрасовской было зарегистрировано советскими органами, а в 1991 г. Свято-Никольский храм восстановлен и освящен, после чего там начали проводиться богослужения [41].

6. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в станице Новолабинской

Свято-Покровская церковь в ст. Новолабинской была построена тщанием прихожан в 1859–1860 гг. Здание церкви было деревянным, покрыто камышом, без колокольни. 30 сентября 1868 г. на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан построена и освящена новая деревянная на каменном фундаменте церковь с такой же колокольней [42]. До революции в ст. Новолабинской служил священник Григорий Иоаннович Екатеринославский [43].

В период революционных событий 1917-1918 гг. в ст. Новолабинской служил священник Василий Евфимович Тимофеевский, который во время братоубийственной гражданской войны, по долгу совести, ревностно, выступал с проповедью примирения и призывал к братской любви.

По словам прихожанина станичной церкви, он говорил: «Вы, казаки, протяните руку своим братьям иногородним, а вы, иногородние, не оставьте висеть в воздухе протянутую вам братскую руку. Не надо ссор! Общими силами сплотитесь и поддержите Временное Правительство и Краевую раду, избранную самими вами же всеми. Ваш враг один – немцы, которые хотят воспользоваться вашей враждой…».

В период правления большевиков на Кубани весной 1918 г. за призывы повиноваться Раде о. Василий подвергся аресту, ему грозила суровая расправа, но прихожане не дали в обиду своего батюшку и отстояли его.

После установления на Кубани власти Краевой Рады Василий Тимофеевский получил место священника в ст. Старокорсунской, однако на этом месте ему довелось прослужить недолго: 27 марта 1919 г. он был застрелен неизвестными, которые под предлогом вызова к больному, под покровом темноты, застрелили его прямо у порога собственной квартиры. После ранения о. Василий прожил всего один час, но до последнего вздоха он находился в полном сознании, сподобившись соборования и причастия Святых Христовых Таин [44].

В 1930-е гг. церковь была закрыта; в 1942 г. богослужения возобновились. В этот период в молитвенном доме ст. Новолабинской служил священник о. Иоаким Лазаренко. Иоаким Максимович Лазаренко родился в 1900 г. в г. Калач Воронежской губернии; в 1917 г. окончил полный курс Киевской учительской семинарии; женат (жена Надежда Германовна, дочь Любовь, сын Александр); судим по ст. 58 п. 10 сроком на три года; во время оккупации находился в ст. Ново-Лабинской Лабинского района Краснодарского края; с 25 декабря 1942 г. служил священником.

Трудовая деятельность: 27 сентября 1922 г. рукоположен в сан диакона, Епископом Калачеевским Серафимом [2]; затем Архиепископом Воронежским Высокопреосвященным Владимиром рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Свято-Михаило-Архангельской церкви сел. Скрипниково Калачеевского района Воронежской области; в 1927 г. перемещен настоятелем церкви в сел. Подгорное Воронежской области; в 1929 г. перемещен настоятелем Введенской церкви сел. Ясеновка Воронежской области; 30 января 1930 г. арестован и осужден сроком на три года по ст. 58. П. 10 Калачевским ОГПУ Воронежской области; с 1934 г. работал бухгалтером Союз-Утиля г. Калач Воронежской области; с 1936 г. – бухгалтером птицесовхоза г. Калач; с 1937 по 1938 гг. – бухгалтером в сел. Елабуга; в период оккупации Краснодарского края находился в ст. Новолабинской Усть-Лабинского района Краснодарского края; с 25 декабря 1942 г. служил священником; с 15 ноября 1950 г. служил вторым священником при Покровском соборе г. Кропоткина Краснодарского края [45].

С марта 1948 г. в ст. Новолабинской служил священник о. Николай Вертоградский. Вертоградский Николай Константинович родился 27 сентября 1873 г. в ст. Лабинской Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1888 окончил духовное училище в г. Краснодаре; в 1892 г. окончил 2 класса Ставропольской духовной семинарии; вдов (дочери Мария, 1918 г.р. и Людмила, 1938 г.р.); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации жил в станице Кужорской Майкопского района Краснодарского края, служил священником.

Трудовая деятельность: с 28 сентября 1893 г. служил псаломщиком в пос. Просянском Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии; с 21 февраля 1897 г. – псаломщиком собора в г. Майкопе; с 16 ноября 1898 г. – псаломщик в ст. Гурийской Майкопского отдела Кубанской области; с 27 октября 1916 г. – диакон Свято-Троицкой церкви г. Екатеринодара; с 10 января 1918 г. – священник ст. Чернореченской Лабинского отдела; с 29 мая 1922 г. – в ст. Губской Кубано-Черноморской области; с 3 августа 1926 г. – в ст. Зассовской Лабинского района Северо-Кавказского края; с 9 сентября 1927 г. – в хут. Тысячном Григориполисского района; с 12 декабря 1932 г. – священник села Мостового того же района; с 23 августа 1933 г. – в ст. Ханской Майкопского района; с 11 апреля 1938 г. – священник Свято-Николаевского собора в г. Армавире; с 4 июля 1938 г. – в ст. Привольной Каневского района Краснодарского края; с 30 марта 1939 г. – священник ст. Нововеличковской Новотитаровского района; с 30 августа 1939 г. – в ст. Кужорской Тульского района; с 1 декабря выбыл из ст. Кужорской по болезни и проживал в Майкопе; после прихода гитлеровцев остался без работы; с 15 сентября 1941 г. служил священником в ст. Гиагинской, после оккупации снова в ст. Кужорской; с октября 1944 г. проживал в г. Майкопе; с 16 марта 1945 г. — священником в ст. Калниболотской; с 19 мая 1947 г. – настоятелем в ст. Некрасовской; с марта 1948 г. – настоятель Свято-Покровского молитвенного дома в ст. Новолабинской. По состоянию на 1952 г. служил в с. Великом Белореченского района [46].

В декабре 1949 г. настоятелем Свято-Покровского молитвенного дома назначен священник Александр Печников. Александр Дмитриевич Печников родился 6 августа 1882 г. в селе Ханхенды Елисаветпольской губернии, (в советское время г. Степанакерт (Нагорный Карабах) Азербайджанской ССР); русский; в 1900 г. окончил Елисаветпольское ремесленное училище; испытан на право занятия священнического звания при Тифлисской духовной семинарии; вдов; в 1938 г. осужден по ст. 58-10, но за неимением улик оправдан и освобожден досрочно в 1942 г.; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации находился в Хашури Закавказской железной дороги. Награды: в 1951 г. награжден скуфьей.

Трудовая деятельность: после окончания в 1900 г. ремесленного училища жил в сел. Ханкенды, занимался сельским хозяйством; с 1906 г. работал в железнодорожном депо станции Елисаветполь Закавказской железной дороги помощником слесаря; с 1908 г. – слесарем; в 1910 г. переведен на станцию Хашури Закавказской железной дороги; с 1914 г. перешел на конторскую работу при депо станции Хашури; в 1918 г. уволен грузинским меньшевицким правительством как симпатизирующий большевикам; в 1919 г. выдержал экзамен при Тбилисской духовной семинарии на право замещения священнической должности; с 1918 по 1921 гг. занимался мелкими слесарными работами; в 1921 г., после установления советской власти в Грузии принят вновь на прежнюю работу конторщиком при ст. Хашури Тбилисской области; в 1924 г. перечислен помощником машиниста; в 1928 г. – машинистом; в 1933 переведен в той же должности на станцию Санани Закавказской железной дороги (Армянская ССР); в 1937 г. уволен на пенсию и вернулся в Хашури; 4 сентября 1938 г. арестован органами НКВД, отбывал наказание в Тбилиси, при железнодорожной станции Навтлуг, в трудовой исправительной колонии № 5; в 1942 г. оправдан и освобожден досрочно, после чего вернулся в Хашури, проживал на иждивении сына; с октября 1945 г. назначен вторым священником в Свято-Покровскую церковь ст. Александровской Каневского района Краснодарского края. По состоянию на 1952 год служил в ст. Новодеревянковской Новоминского района [47].

В 1950 г. настоятелем назначен о. Андрей Пашук. Андрей Никитович Пашук родился 27 сентября 1900 г. в ст. Попутной Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1909 г. окончил церковно-приходскую школу в ст. Попутной Кубанской области; женат (жена Матрона Ивановна Душкина); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1946 г.; во время оккупации служил псаломщиком в ст. Успенской Ильинского района. Награжден набедренником в 1950 году.

Трудовая деятельность: с 1919 г. занимался сельским хозяйством (хлебороб); с 1926 г. служил псаломщиком в ст. Воздвиженской Кубанской области; с 1928 г. – в ст. Казанской; с 1930 г. – в хут. Зубов; с 1933 г. работал плотником в г. Сочи; с 1940 г. служил псаломщиком в хут. Лосеве Краснодарского края; с 1946 г. служил священником в хут. Ковалевском ; с 1947 г. – в с. Петровском; с 1949 г. – в ст. Андрюковской; с 1950 г. – в ст. Новолабинской; с 1953 г. – в ст. Костромской; с 1953 г. – в ст. Стародеревянковской; с 9 июня 1955 г. служил настоятелем Александро-Невского молитвенного дома ст. Новомалороссийской Выселковского района Краснодарского края [48].

В 1953 году настоятелем молитвенного дома назначен о. Петр Кожевин (см. выше), затем о. Николай Кочегаров и др. [49]. В соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 3 июля 1962 г. православная община в ст. Новолабинской была снята с регистрации, а молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы закрыт [50].

 7. Храм во имя Св. Архангела Михаила в станице Тенгинской

Михайло-Архангельская церковь в ст. Тенгинской построена в 1843 г. тщанием прихожан. Здание было деревянным, покрыто тесом, без колокольни. В 1864–1867 гг., на средства Кубанского казачьего войска и пожертвования прихожан была построена на каменном фундаменте новая деревянная церковь с такой же колокольней. Церковь была окрашена снаружи белой масляной краской, крыша – зеленой. Престол освящен в 1868 г. [51].

До революции здесь служили священники о. Петр Акинфиев и о. Николай Федоров [52]. В 1930-е годы Михайло-Архангельская церковь в ст. Тенгинской была закрыта и разрушена. В период гитлеровской оккупации православный приход в ст. Тенгинской возобновил свою деятельность. В молитвенном доме служил священник о. Виктор Иванов.

Виктор Витальевич Иванов родился в 1903 году в сел. Ивановка Красавского района Саратовской губернии; до 1918 г. учился в г. Урюпинске в гимназии, обучение не окончил; женат; двое детей; в 1952 г. подвергался репрессиям в Краснодарском крае по ст. 58; решением Президиума Верховного Суда от 29.09.1955 г. оправдан; сведений о принадлежности к обновленческому расколу нет; во время оккупации (1942 г.) служил священником в ст. Тенгинской Краснодарского края.

Трудовая деятельность: с 1921 г. служил псаломщиком в Свято-Георгиевской церкви в Сталинградском крае; с 1924 г. служил диаконом там же; с 1929 г. работал бухгалтером в Павлодольской МТС Орджоникидзевского края; в Некрасовской МТС Северо-Кавказского края и в колхозе в Усть-Лабинском районе Краснодарского края; с 1942 г. – служил священником в ст. Тенгинской Усть-Лабинского района; с 1947 г. – священником в ст. Поповичевской Кагановичского района; с 1948 г. до 1955 г. – в ст. Стародеревянковской Каневского района [53]. С января 1947 г. настоятелем молитвенного дома в ст. Тенгинской служил священник о. Александр Печников (см выше).

С ноября 1949 г. настоятелем значится о. Стефан Набродов. Степан Иванович Набродов родился 28 марта 1887 г. в ст. Березанской Кавказского отдела Кубанской области; русский; в 1905 г. окончил Михайловское ремесленное училище в г. Ставрополе; в 1908 г. окончил 3 класса духовной семинарии; женат (жена Вера Николаевна, 2 сына и 4 дочери); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1925 г.; во время оккупации служил священником в хут. Незамаевском Тимашевского района.

Трудовая деятельность: в 1909 г. прибыл в Кубанскую область (ст. Кореновская) и поступил на работу в контору «Луи Дрейфус и Кº» приемщиком; в 1915 г. мобилизован в действующую армию, после возвращения с фронта в 1917 г. поступил заведующим на мельницу Искренникова; в 1920 г. выдержал экзамен на должность псаломщика; с 1921 г. служил псаломщиком в ст. Ново-Бекешевской Северо-Кавказского края; с 1925 г. служил диаконом в ст. Платнировской; с 1927 г. – в ст. Кореновской; с 1930 г. служил священником в ст. Новомалороссийской; в 1931 г. осужден на 8 лет за облигации 3-го решающего года, по кассации освобожден за прекращением дела; с 15 апреля 1935 г. вышел за штат и работал в артели инвалидов на лесокомбинате в г. Краснодаре; с 15 августа 1942 г. служил священником в ст. Незамаевской Тимашевского района Краснодарского края; с 1 января 1943 г. служил в Свято-Георгиевской церкви г. Краснодара; с 1 марта 1943 г. в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе; с 27 августа 1943 временно переведен в ст. Кореновскую; с 27 января 1944 г. переведен в ст. Васюринскую; с 9 марта 1946 г. – в ст. Новотитаровскую; с 7 марта 1949 г. – в ст. Дмитриевскую Кавказского района; с ноября 1949 г. – в ст. Тенгинскую. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Медведовской Тимашевского района [54].

С 1950 г. настоятелем Михайло-Архангельского молитвенного дома назначен о. Евграф Петришин. Петришин Евграф Антонович, протоиерей, род. 10.12.1887 г. в местечке Дзыговка Ямпольского уезда Каменец-Подольской области; украинец; образование начальное; в 1905 г. окончил духовное училище в сел. Дзыговке Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии; женат (жена Пелагея Денисовна Чалова, повенчан в 1943 г.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА. Награды: в 1951 г. награжден набедренником Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном.

Трудовая деятельность: с 1905 г. – хлебороб и псаломщик в сел. Дзыговке; с 1932 г. работал на чугунно-литейном заводе в г. Запорожье Днепропетровской области в качестве чернорабочего по ремонту железнодорожных путей; с 1934 г. работал в порту г. Мариуполя по обустройству клуба в качестве слесаря-водопроводчика; с 1936 г. работал на заводе «Октябрь» в г. Краснодаре токарем по металлу, затем слесарем в Абрау-Дюрсо (г. Новороссийск), в хут. Горно-Веселый, в Баканском винохранилище Крымского района; 30 июля 1942 г. был мобилизован в РККА, служил под г. Туапсе, 24 ноября того же года ранен и уволен из армии как инвалид Отечественной войны 2-й группы; с начала 1943 г. находился в инвалидном доме близ г. Сухуми, где прослушал трехмесячные курсы по пчеловодству; в июле 1943 г. выехал на Кубань и поступил псаломщиком в с. Мостовое Краснодарского края; 7 декабря 1943 г. в Свято-Екатерининском соборе рукоположен в сан священника Епископом Фотием, после чего был назначен настоятелем Свято- Михаило-Архангельского молитвенного дома в ст. Зассовской Упорненского района Краснодарского края; 24 июня 1944 назначен настоятелем Свято-Покровской церкви ст. Черниговской Рязанского района; 10 июля 1946 г. назначен настоятелем молитвенного дома хут. Ковалевского Новокубанского района; 11 ноября 1946 г. перемещен в ст. Нижегородскую Тульского района; в 1948 г. – в ст. Костромскую Ярославского района; 7 марта 1950 г. – в ст. Тенгинскую Усть-Лабинского района; 16 июля 1951 г. перемещен в ст. Николаевскую Успенского района; в соответствии с указом Архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия от 12 марта 1968 № 5 протоиерей Петришин Е.А. был освобожден от должности настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома ст. Советской и назначен на должность второштатного священника Михаило-Архангельского молитвенного дома г. Крымска [55].

В 1956 г. в молитвенном доме служил священник о. Леонид Бухарев, в 1957 г. — священник о. Григорий Шаповалов [56]. 30 мая 1960 г., на основании постановления Совета по делам Русской Православной Церкви православная община в ст. Тенгинской Усть-Лабинского района была снята с регистрации [57].

В настоящее время в ст. Тенгинской по ул. Мира, 24 действует Михайло-Архангельский храм [58]. Таким образом, мы видим, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период (до начала Хрущевской «оттепели») на территории Усть-Лабинского благочиния действовало 7 православных приходов, в том числе:

         — 1 приход, который не закрывался в 1930-е годы и являлся действующим вплоть до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

         — 5 приходов, которые были открыты в 1942 году (т.е. в период гитлеровской оккупации);

         — 1 приход, открытый после освобождения Усть-Лабинского района.

Из этих 7 приходов в период с 1960 по 1965 годы было закрыто 5, то есть 72% от общего количества молитвенных домов Усть-Лабинского благочиния.

А.В. БАБИЧ,

начальник отдела информационно-поисковых систем и использования архивных документов

Государственного архива Краснодарского края

         Источники и литература:

  1. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник /сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. C. 221-222.
  2. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 188.
  3. ГАКК. Ф. 396. Оп. 5. Д. 424. Л. 394-396; Ф. 472. Оп. 1. Д. 20; Белая книга Кубанской церкви //Газ. Вольная Кубань.; http://kanonkuban.ru/novomucheniki-kubani/ierej-mixail-lisicyn/
  4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 397. Л. 4, 10, 30, 199, 201.
  5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 1. Д. 232. Л. 14-14-об.
  6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
  7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 296. Л. 35-36.
  8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 235. Л. 44. Д.249. Л. 11-11-об. Д. 257. Л. 97.
  9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28. Оп. 2. Д. 257. Л. 105-105-об.
  10. 10. http://biblio-ustlabinsk.info/631-khram-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-g-ust-labinska
  11. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 201-202.
  12. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 188.
  13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 398. Л. 19-20-об.
  14. ГАКК. Ф. 897. Оп . 1. Д. 2. Л. 191-а, 192-об.
  15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 398. Л. 28-32; 63, 64-64-об.
  16. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 398. Л. 96, 123; см также: статью «История храма Рождества Пресвятой Богородицы ст. Воронежской» // http://biblio-ustlabinsk.info/630-khram-rozhdestva-presvyatoj-bogoroditsy-st-voronezhskoj
  17. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 207.
  18. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 188.
  19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 399. Л. 1, 8.
  20. Там же. Л. 7.
  21. Там же. Л. 9-11.
  22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 299. Л. 12-14; Д. 399. Л. 44-45-об.
  23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 242. Л. 52, 60-60-об.; Д. 399. Л. 50, 54.
  24. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 399. Л. 81, 97.
  25. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 209.
  26. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 188.
  27. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 2990. Л. 1-19.
  28. См. историю церкви в ст. Ладожской Краснодарского края на сайте http://станица-ладожская.рф/?p=608
  29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 230. Л. 13-13-об.44-44-об., Д. 398. Л. 62.
  30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 230. Л. 49-49-об.; Д. 230. Л. 55-58.
  31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 230. Л. 59.
  32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 230. Л. 66-66-об., 89.
  33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 230. Л. 85-85-об.; Д. 269. Л. 47.
  34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 230. Л. 89.
  35. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 230. Л. 183, 185.
  36. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 309.
  37. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 186.
  38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 308. Л. 46-49.
  39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
  40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 400. Л. 51-53.
  41. Там же. Л. 88, 95; Православная Церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.). Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 704.
  42. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 310-311.
  43. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 186.
  44. «Вольная Кубань». 4 мая 1919 г. № 96.
  45. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 324. Л. 27-28-об.
  46. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53.
  47. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 239. Л. 30-30об.; Д. 309. Л. 14-14-об.; Д. 476. Л. 45.
  48. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 287. Л. 46-47;. Д. 476. Л. 50.
  49. Там же. Л. 51, 62.
  50. Там же. Л. 107.
  51. Храмы и монастыри Ставропольской епархии… С. 318.
  52. Кубанский календарь на 1916 г. Екатеринодар, 1916. С. 186.
  53. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 230. Л. 90-91; Д. 231. Л. 15.
  54. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 302. Л. 55, 56-57; Д. 231. Л. 3.
  55. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 62-63. Д. 266. Оп. 2. Д. 62-63. Д. 273. Л. 13-13-об., Д. 327. Л. 44.
  56. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 231. Л. 49-50.
  57. Там же. Л. 63.
  58. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.). Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 712.

[1] Гиби́скус коноплёвый, или кена́ф (лат. Hibiscus cannabinus) — однолетнее травянистое растение рода Гибискус семейства Мальвовые, прядильная культура. В сухих стеблях до 21 % волокна, используемого для изготовления технических тканей.

[2] Калачеевское викариатство Воронежской епархии. Учреждено в мае 1922 года. Хиротония первого епископа Серафима (Адамова) состоялась в мае 1922 года в Воронеже. Местопребыванием епископа был город Калач Воронежской губернии. Приезд владыки в г. Калач состоялся 21 мая того же года. Летом 1922 года епископ Серафим уклонился в обновленческий раскол. В конце 1925 года он ушел на покой и вскоре умер, после чего Калачеевское викариатство прекратило свое существование.

Материал опубликован: Бабич А.В. Исторический очерк о приходах Усть-Лабинского благочиния Кубанской епархии в советский период // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Выпуск VII: Материалы Межрегиональной научной конференции / Ред.-сост. С.Г. Немченко. Армавир: Издатель Шурыгин В.Е., 2019. C. 67-83.

(29)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *