Из истории некоторых приходов Гулькевичского района (XX век)

После завершения в 1864 г. Кавказской войны и окончательного утверждения России на Северном Кавказе встал вопрос об освоении этого края. С этой целью была проведена одноколейная железная дорога Ростов – Владикавказ и с 1875 г. открыто движение поездов. Среди 37 станций на этом пути, 15-я была названа Гулькевичи, по фамилии владельца участка, через который проходила дорога. Давать наименование населённому пункту по фамилии владельца земли было характерно для того времени, поскольку эти названия значились на картах и межевых планах и входили в обиход независимо от заслуг данного лица*.

Николай Васильевич Гулькевич родился в г. Мелитополе в 1814 г. Отец его был военным. Когда началась Кавказская война Н. В. Гулькевич управлял делами Кавказского комитета, ведавшего снабжением русской армии. Война шла успешно и царь Александр II дарил отличившимся земли. Так Н. В. Гулькевичу было подарено 3000 дес. земли, позже он приобрёл ещё несколько сот десятин. Вся эта площадь сдавалась им в аренду [1].

Ещё одним крупным землевладельцем этого края был Фома Акимович Николенко. Ему принадлежало 1200 дес. земли. Он занимался выращиванием пшеницы, вёл закупки зерна. В 1902 г. построил шестиэтажную паровую мельницу из красного кирпича, которая была возведена по лучшим проектам того времени и ежесуточно вырабатывала 80 тонн муки одиннадцати сортов. На предприятии трудилось 220 рабочих. Мельница была одной из крупнейших на Северном Кавказе и Кубани. В поместье Николенко располагалось 30 дворов рабочих. Фома Акимович являлся держателем постоялого двора, харчевни, хлебопекарни, духана, салотопного завода, овцебойни [2]. Среди местных жителей он был известен как щедрый благотворитель, послуживший на ниве Христовой. О его заслугах мы узнаём из письма атамана Лабинского отдела Кубанской области, направленного в Канцелярию Начальика Кубанской области и Наказного Атамана Кубанского казачьего войска. «Екатеринодарский 2-й гильдии купец Фома Акимович Николенко поведения хорошего, нравственно благонадёжен, под судом и следствием не состоял и не состоит; имеет награду орден 3-й степени св. Анны за постройку церкви в посёлке Гулькевичи в 30 тыс. руб., за постройку дома для причта в 2,5 тыс. руб., за постройку церковной сторожки в 2 тыс. руб. и за отвод 15 дес. земли в собственность церкви стоимостью в 4500 руб. Кроме того им выстроено здание для двух церковноприходских школ с классною обстановкою и службами в 10 тыс. руб. и приобретено здание для квартиры учителей в 2 тыс. руб. Отвёл в собственность школы 1 дес. земли и огородил её забором в 500 руб. В настоящем 1907 г. ассигновал для электрического освящения храма, ограды и площади 500 руб. Пожертвовал во временное пользование школами 4 дес. леса для отопления. Состоя попечителем школы с 1904 г. пожертвовал в пользу школы деньгами 500 руб. и состоя церковным старостою с 1901 г., пожертвовал на приобретение похищенной злоумышленниками церковной утвари, в течении двух раз, 3 тыс. руб. К награждению его званием потомственного почётного гражданина за постройку зданий для церковных школ при станции «Гулькевичи», препятствий не встречается» [3].

Несколько поместий в этом крае принадлежало его братьям и родственникам, в том числе, в селе Николенском. Они также заботились и содействовали благополучию и просвещению односельчан. После смерти Фома Акимович был похоронен в церковной усыпальнице, которая была разорена после прихода к власти большевиков.

Жилые хуторки позже слились в единое село и оно стало именоваться по названию станции – Гулькевичи. Датой его основания считается 1875 г. В 1959 г. село было преобразовано в рабочий посёлок, а 21 июля 1961 г. в город [4].

До постройки кирпичного храма, «в 1898 г. на станции имелся временный барак, в котором находился престол, освящённый во имя Святой Троицы 16 января 1898 г. Здание деревянное, покрыто досками, алтарная часть отделена материей. В 1902 г. на средства <…> Фомы Акимовича Николенко построена новая кирпичная церковь с дубовым иконостасом резной работы» [5].

Церкви местными землевладельцами было пожертвовано 13 дес. земли. «В составе причта с 1898 г. числились 1 священник и 1 псаломщик. Синодальное жалование священнику составляло 400 руб., псаломщику 125 руб. Священник и псаломщик помещались в удобных церковных домах. В селе Гулькевичи имелось одно двухклассное Министерское училище, которое было построено на средства Якова Фомича Николенко. Законоучителю полагалось жалование 120 руб. Две церковно-приходские школы – мужская и женская помещались в удобном церковном здании, построенном на средства Фомы и Дарьи Николенко. Стоимость их составляла 10800 руб. При школе – квартира для одного учителя из 3-х комнат; для помещения остальных трёх учителей имеется отдельный дом. Жалование они получали от Училищного Совета и частью от Церкви» [6].

По данным на 1915 г. приходским священником являлся отец Самуил Сердюк. «Потомственный казак, окончил Первую Кубанскую учительскую семинарию и с 1884 г. состоял на службе учителем. После рукоположения в духовный сан, с 1 сентября 1906 г. преподавал закон Божий в одноклассном смешанном начальном училище Гулькевичского акционерного общества «Ф. Николенко». Обучал в трёх отделениях 90 мальчиков, 40 девочек». Училище было основано в 1906 г. Почётным блюстителем его был Николенко Яков Фомич, крестьянин. За все годы содержания училища пожертвовал 12 тыс. руб. [7].

До 1938 г. Свято-Троицкая церковь оставалась действующей. С конца 1938 по 1939 г. в здании церкви хранился урожай пшеницы, а с 1940 г. оно было занято под клуб по указанию местных властей. В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, в церковном здании разместился штаб истребительного батальона. В 1942 г., во время оккупации* «в целях сохранения здания от разрушения, верующие взяли его под свою опеку, а в 1943 г. после изгнания немецких захватчиков, с согласия местной власти, начали совершать в этом здании богослужения» [8].

В ходе Великой Отечественной войны Гулькевическая община верующих собрала и внесла в 1944 г. в фонд обороны страны 100 тыс. руб. и в фонд помощи детям сиротам свыше 30 тыс. руб. [9]

Согласно договору от 14 ноября 1944 г. между религиозным обществом и Исполкомом Гулькевичского Совета депутатов трудящихся верующие приняли в бессрочное и бесплатное пользование церковное здание с находящимися при нём сторожкой и богослужебными предметами, т. е. церковное здание официально было закреплено за общиной верующих. На восстановление и ремонт здания, роспись икон на стенах храма, а также на внутреннее оборудование было израсходовано свыше 30 тыс. руб. Эти деньги были собраны верующими села Гулькевичи и окружающих его населённых пунктов.

В результате настоятельных принуждений со стороны Гулькевичского райисполкома, община верующих в 1952 г. была вынуждена отдать церковное здание «для проведения соц. культурных мероприятий». Взамен Исполнительный комитет передал в бесплатное пользование другое здание для молитвенных целей, а также помещение, служащее для жилья священника. В молитвенный дом по ул. Пушкина д. 68а были перенесены из храма иконы, многие из которых представляли историческую ценность, что видно из описи, которая была составлена в 1988 г. ВНИИ реставрации. Описано 18 икон нач. XX века. Из них 11 кубанского письма были изготовлены из следующих материалов: дерево, масло, фольга, бархат, бусы, канитель. Остальные писаны маслом. На одной из икон, где изображена Божья Матерь с предстоящими Антонием и Феодосием, имелась надпись: «Сия икона сооружена прихожанами села Вязьянова. 1903 г. Писана в Арзамасском Алексиевском монастыре» [10].

Известно, что настоятелем храма с 1945 по 1952 гг. являлся священник Симеон Третьяков. После на приходе трудились и другие батюшки.

С 1994 по 2011 г. велось строительство нового Свято-Троицкого храма, который украшает город в настоящее время.

Одним из старейших населённых пунктов Гулькевичского района является село Новомихайловское. В сообщении начальника Армавирского округа говорилось, что в ноябре 1867 г. государственные крестьяне были «водворены во вновь утверждённом селении Новомихайловском». Здесь на 7000 дес. земли поселили 601 душу мужского пола русских и украинцев (в основном переселенцы из Воронежской, Полтавской, Екатеринославской губерний) и 86 душ мужского пола греков, которые проживали в этих местах и раньше. В 80-х гг. XIX в. в селе уже функционировали: школа для мальчиков, 13 лавок, 4 питейных заведения, 11 водяных и ветряных мельниц. К 1917 г. село Новомихайловское Лабинского отдела являлось одним из крупнейших населённых пунктов Кубани. Здесь уже проживало 15 272 чел. [11].

В 1871 г. тщанием прихожан был построен турлучный, покрытый камышом молитвенный дом, а в 1878 г. была построена новая деревянная из кавказского елового леса церковь и освящена 17 сентября 1878 г. [12]. С 1905 г. в состав причта входили 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Первому священнику был выделен церковный деревянный дом, а первому псаломщику – церковный саманный дом, диакон имел квартиру в здании церковно-приходской школы. Земли причту первоначально было положено 100 дес., но с 1884 г. общество обратило её в своё пользование. В селе имелись: одно министерское одноклассное училище, одна церковно-приходская школа [13]. Новомихайловская школа грамоты была открыта в 1889 г. в церковной сторожке. Заведующий и законоучитель – священник А. Лаванов, учитель – псаломщик В. Покровский [14].

До наших дней сохранилась единственная старинная церковь в районе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Она строилась в селе Новомихайловском с 1904 по 1910 гг. Подрядчиком был Прокофий Николенко из посёлка Прогресс Новокубанского района. На его пожертвования были приобретены колокола весом один 90 пудов, другой 160 пудов, иконостас редчайшей художественной работы стоимостью 20 тыс. руб. Мать Прокофия пожертвовала все облачения на престол, жертвенник, аналой, а также рушники на иконы. В народе говорили «это обряд старой Николинчихи».

По словам старожилов, строительство храма началось на Михайлов день. Раньше её украшали пять куполов с коваными крестами, в которые были встроены зеркала. При ярком солнце купола сверкали. Сохранилось предание, что на освящении храма присутствовал сам император Николай II во время поездки по Кавказу. В честь окончания строительства церкви, Прокофий Николенко пожертвовал двух быков для праздничного обеда. Обедать садились прямо на траве, вокруг церкви. Приходили жители села Отрадо-Ольгинского, казаки со ст. Григориполисской и др. станиц [15].

В 1909 г. приход окормляли батюшки: Леонид Левиков, Алексей Бондаревский, Иоанн Семёнов и Василий Никульчев [16].

Отец Иоанн (Семенов) окончил Ставропольскую Духовную семинарию. Преподавательскую деятельность в качестве законоучителя начал с 17 марта 1914 г. в Новомихайловском одноклассном смешанном начальном училище. Училище было основано в 1913 г., в нём обучалось 34 мальчика и 20 девочек. Василий Тимофеевич Никульчев окончил Ставропольскую Духовную семинарию. Преподавать закон Божий начал с 1 января 1910 г. В «Александровском» сельском двухклассном смешанном училище служил с 1 сентября 1914 г. Училище было открыто в 1875 г., а преобразовано в 1912 г. В нём обучалось 143 мальчика, 95 девочек. Почётным Блюстителем училища состоял с 1895 г. Николенко Яков Фомич, купец. С сентября 1919 г. Василий Тимофеевич является законоучителем Новомихайловского сельского высшего начального училища [17].

С 1933 по 1936 гг. храм был закрыт. В 1936 г. здание церкви было куплено колхозом «Боец труда» и частично разобрано: сняты колокола, основные своды колокольни и центрального здания. В храме стали хранить зерно [18].

Приход возобновил свою деятельность с 5 октября 1942 г. в период оккупации. Настоятелем в то время был Григоревский Михаил Тимофеевич, назначенный указом епископа Кубанского и Краснодарского Фотия от 30. 10. 1944 г. Община зарегистрирована у Епископа Фотия 4.10. 1943г.; в Гулькевическом Райсполкоме – в июне 1943 г. [19].

20 декабря 1944 г. был заключён договор аренды помещения, вместимостью 30-35 человек. «При этом доме в отдельной комнате помещается сам хозяин. Помещение тёмное, сквозняки». Молитвенный дом ежемесячно платил за него аренду 300 р. 16 декабря 1945 года приходской общиной возбуждено ходатайство о передаче верующим церкви, занятой под зернохранилище, в бесплатное и бессрочное пользование. Исполком Гулькевичского райсовета в просьбе отказал [20].

7 апреля 1951 г. приходская община купила новое здание «турлучное, без фундамента, крытое оцинкованным железом» и впоследствии перестроило его под молитвенный дом. «Рядом размещались: сторожка, крытая камышом, колокольня на столбах с тремя колоколами, земельный участок под фруктовый сад, дом священника – турлучная хата, крытая железным черепком. При доме турлучный сарайчик» [21].

С 1945 г. служил на приходе священник И. Романцов, с 1947 г. Фомин Прокофий Петрович, с 1950 г. – Конюхов Игорь Николаевич, с 1955 г. – Беликов Иван Михайлович, с 1965 г. – протоиерей Герасименко Илия Андреевич.

2 марта 1961 г. религиозная община в селе Новомихайловском была снята с регистрации, а 19 мая 1961 г. произведена опись имущества, принадлежащего Новомихайловскому молитвенному дому с передачей Отрадно-Ольгинскому сельсовету. Казалось, что приход навсегда прекратил своё существование, но 2 июня 1990 г. вновь началось ходатайство граждан о регистрации религиозного общества и передачи здания церкви для восстановления и использования под молитвенные цели. 3 июня 1990 г. постановили безвозмездно передать здание Новомихайловской церкви обществу православных верующих [22].

С 10 декабря 1990 г. настоятелем храма был назначен священник Валерий Рудницкий, а с 1994 г. священник о. Виктор Филатов. При нём началось активное возрождение и восстановление церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь в плане имеет форму креста, трёхапсидная. Внутри храма частично уцелели росписи. Длина церкви около 30 метров, высота 15 метров. Стены толщиной 75 сантиметров, сложены в три кирпича. На окнах сохранились мозаичные витражи, а внутри храма, частично, росписи. В настоящее время здание церкви является памятником церковного зодчества.

 С.Н. ГЕТМАНСКАЯ,

к.и.н.,  старший научный сотрудник

НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор»

Примечания:

  1. Ересько Е. М. Гулькевичи. Краснодар, 1994. С. 5.
  2. Там же. С. 6.
  3. Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 454. Оп.1. Д. 5905. Л. 10.
  4. Основные административно-территорильные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.) Краснодар, 1986. С. 272.
  5. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь, 2012. С. 172.
  6. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Ставрополь, 2008. С.756.
  7. ГАКК. Ф.454. Оп. 1. Д. 5905. Л. 10.
  8. Там же. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 234. Л. 40-76.
  9. Там же. Л.40.
  10. Там же. Л.76.
  11. Ересько Е. М. Встречи с прошлым и настоящим. Краснодар, 1998. С. 57-58.
  12. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь, 2012. С. 275.
  13. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Ставрополь, 2008. С.758.
  14. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.): сб. документов. Краснодар, 2001. С.478.
  15. Полевой дневник, 2004 г. Исследователь Сытенко Д. В.
  16. Кубанский календарь. Екатеринодар, 1915. С. 208; Кубанский календарь. Екатеринодар, 1909. 248.
  17. ГАКК. Ф. 472. Оп. 1. Д. 29.
  18. Там же. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 228. Л. 7-9.
  19. Там же. Л. 13.
  20. Там же. Л. 1.
  21. Там же. Л. 9.
  22. Там же. Л. 46.

*   Автор выражает свою благодарность сотрудникам ГКУ «Крайгосархив» С. В. Самовтору и А. В. Бабичу, а так же исследователю Д. В. Сытенко за предоставленный материал.

*   Гулькевичский район Краснодарского края находился в оккупации с 6 августа 1942 г. по 27 января 1943 г.

Материал опубликован: Гетманская С.Н. Из истории некоторых приходов Гулькевичского района (XX в.) // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Выпуск VII: Материалы Межрегиональной научной конференции / Ред.-сост. С.Г. Немченко. Армавир: Издатель Шурыгин В.Е., 2019. С. 83-87.

(8)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *