Из истории православной жизни населения станиц Лабинского района (конец XIX — начало XX в.)

img296Изучая историю станиц, важно учитывать духовное состояние людей в рассматриваемый период. На материале архивов и устных свидетельств старожил в статье рассматривается православная жизнь жителей станиц Лабинской (г. Лабинск), Владимировской, Чамлыкской и Вознесенской Лабинского района Краснодарского края *.

С 1841 г. началось расширение войсковой территории за счёт земель Закубанья. Равнина между реками Кубанью и Лабой была названа Новой, или Лабинской Линией. Станичные храмы на Новой (Лабинской) линии строились в период с 1855 по 1886 гг. с пособием от Войска в 9 тыс. рублей практически по одинаковому плану двухклирные или одноклирные деревянные на каменном цоколе [1]. Из 16 церквей 13-го благочиннического округа стеная роспись имелась в деревянной церкви святого Николая в ст. Лабинской, построенной в 1855 г и в храмах станиц Родниковской, Бесстрашной и Ахметовской [2]. Иконостасы в основном были «простой и дешёвой работы», богатые иконостасы чаще встречались в храмах больших размеров, построенных в начале XX в. Они возводились на общественные средства, иногда на средства частных благотворителей [3]. Примечателен случай постройки храма в начале XX в. жителями восточной части ст. Чамлыкской Лабинского отдела. Поскольку общественных средств на постройку церкви не было, священники предложили жителям восточной окраины станицы просить у общества свободной земли и произвести посев собственными силами, а на деньги, полученные от реализации урожая, приступить к постройке. Казаки вместе со священником ходили с двумя подводами по дворам, собирая зерно на посев. Посадив его поздней осенью, в начале лета собрали урожай и от реализации общественного посева получили 930 рублей. Атаман пожертвовал 240 тыс. кирпича, а затем предложил всему обществу принять участие в строительстве. Было оформлено постановление об отчислении из общественных сумм 6 000 рублей и обязанности всех жителей принять на себя доставку материалов [4].

Разрешение на сбор пожертвований для построения церкви давало епархиальное начальство в том случае, если действительно прихожане находились в крайней бедности. Так, священник единоверческой Покровской церкви ст. Вознесенской Алексей Ивлев, добившись разрешения епархиального начальства, Святейшего Синода и начальника Кубанской области, производил сбор доброхотных пожертвований на построение в ст. Вознесенской храма во имя Святой Троицы. Возводился он в память погибших воинов при покорении Западного Кавказа. Деньги отчислялись атаманами из станичных общественных сумм и проходили через Канцелярию начальника области. Жители 53 станиц Кубанской области первоначально пожертвовали деньги в количестве 671 рублей 57 копеек, затем ещё 167 рублей 10 копеек. Средства на строительство поступали постепенно, и в 1902 г. был заложен фундамент [5]. Уже в 1915 г. на приходе помимо Алексея Венедиктовича Ивлева служили Алексей Павлович Руткевич и Митрофан Коробецкий [6].

Изначально в ст. Вознесенской в 1869 г. на войсковые деньги была построена деревянная церковь в честь Вознесения Господня, в 1888 г. она была расширена на средства купца А. Заварыкина [7]. В этом же году согласно ходатайства епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира, «Святейший Синод определил открыть при устроенном молитвенном доме единоверческий приход, с учреждением при оном причта в составе 1 священника и 1 псаломщика и с отнесением содержания сего причта на счёт ассигнуемого Советом Ставропольского Свято-Андреевского Братства священнику в размере 300 рублей и псаломщику 150 рублей денежного пособия» [8].

Николаевская церковь ст. Лабинской (ныне г. Лабинск) была построена в 1855 г. на сумму 9 000 рублей войсковых денег и освещена в 1856 г. Здание деревянное с такой же колокольнею на каменном фундаменте, крытое железом. Железная ограда на каменном фундаменте была построена в 1884 г. на средства прихожан. В храме имелось три престола: во имя святителя Николая, во имя равноапостольного царя Константина и великомученицы Екатерины. В приходе функционировало 5 школ: одноклассная мужская, одноклассная смешанная, одноклассная женская, две смешанные школы для иногородних детей и детей поселян. Кроме того, в приходе имелось высшее начальное училище и церковная школа. Последняя размещалась в церковном доме, на её содержание отпускалось от церкви 100 рублей в год. Она разделялась на две самостоятельные школы: мужскую и женскую. До постройки Николаевской церкви в 1842 г. жители возвели молитвенный дом. Он был деревянный, крытый камышом с одним престолом [9]. Из дошедшей до нас исповедной росписи за 1853 г., мы узнаём, что священником здесь служил Адриан Филиппович Гречинский, которому в 1853 г. было 37 лет. Он был женат на Анне Ионовне (27 лет). Они воспитывали племянницу Марию (4 года) и сироту «казачьего сына» Якова Польского (14 лет). Помощником священника являлся дьячок Иоанн Степанович Быстров (69 лет). В рассматриваемый период, согласно исповедной росписи, на приходе числилось 8 человек духовного происхождения, 11 обер-офицеров и 1702 человека казачьего происхождения [10].

Свято-Успенская церковь этой же станицы была построена в 1890 г. в шатровом стиле тщанием иногородних жителей и освящена 31 января 1891 г. Она была кирпичной, крыта железом, купол деревянный. Кирпичная колокольня была пристроена в 1905 г. В церкви имелось два престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского. В церковную собственность входило 2 дома для проживания священно-церковнослужителей, 3 дома для других нужд. В станичной казне находилось 100 рублей церковных денег. В приходе функционировало три церковно-приходские школы: первая в ограде церкви – с 1891 г., вторая на краю станицы под названием «Воробьёвка» – с 1900 г., третья на х. Вечном – с 1904 г. На содержание церковной школы в ограде отпускалось 100 рублей. «Воробьёвская» церковная школа помещалась в собственном доме, на её обслуживание отпускалось 200 рублей от церкви. Церковная школа на х. Вечном помещалась в собственном доме, на её обеспечение средств от церкви не отпускалось. Кроме церковно-приходских на приходе имелись министерские одноклассные школы: «Захаровская» и «Воробьёвская» [11].

В ст. Лабинской в мужском и женском одноклассных начальных училищах для иногородних закон Божий преподавал священник Веселов Николай Васильевич. Он происходил из духовного звания, окончил Ставропльскую духовную семинарию. В станице имелись: Лабинское Александровское двухклассное мужское начальное училище, станичное женское и «Захаровское» одноклассное мужское для иногородних, где почётным блюстителем с 1912 г. состоял Захаров Василий Александрович, дворянин, есаул [12].

В 1898 г. священниками Николаевской церкви являлись благочинный Илларион Иванович Смарагдов, Николай Васильевич Веселов, Свято-Успенской церкви Григорий Дмитриевич Стрельбицкий [13]. В 1909 г. благочинным церквей 13 округа стал отец Николай Веселов, к приходу Свято-Успенской церкви был причислен отец Назарий Иванов [14]. В 1915 г. благочинным церквей стал прот. Карп Руденко. Николай Веселов продолжил служить в Николаевской церкви, а в Свято-Успенской Георгий Дмитриевич Стрельбицкий, и Андрей Данилевский [15]. В 1916 г. на приходе штатными священниками числились: Григорий Дмитриевич Стрельбицкий, Павел Константинович Соколов; дьякон – Павел Никифорович Забродский. Псаломщики – Василий Николаевич Кухианидзе, Сергей Иванович Шатоба. Просфорня – Мария Павловна Мансурадзе. Церковный староста – отставной фельдфебель Владимир Николаевич Новицкий [16].

Свято-Покровский храм ст. Владимировской Лабинского района был построен в 1904 г. на деньги прихожан вместо сгоревшей в 1897 г. деревянной церкви. Он был кирпичный на каменном фундаменте, с кирпичной колокольней. Имел три престола: средний в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, левый – в честь святого равноапостольного князя Владимира. Был освящён в 1908 г. Ограда вокруг церкви была выстроена в 1911 г. на каменном фундаменте с кирпичными столбами и железными решётками. В собственность церкви входило два дома. В приходе имелось 2 школы: церковная и высшее начальное училище. Церковная школа располагалась на х. Таранова. В 1898 г. священником в Свято-Покровском храме служил Иоанн Герасимович Богословский, в 1909 г. Александр Васильевич Подольский, Андрей Алешковский, в 1915 г. Александр Подольский и Алексей Румянцев [17]. В 1916 г. служили Александр Васильевич Подольский, Владимир Фёдорович Румянцев. Дьякон – Михаил Васильевич Беликов. Псаломщик – Максим Козьмич Юзиков [18]. Практически все из них преподавали в местных училищах. Священник Румянцев Владимир, происхождением из духовного сословия, окончил Тульскую духовную семинарию, преподавал в Владимирском станичном 2-х классном станичном училище с 1911 г., за что получал жалованье 150 рублей. В одноклассном смешанном начальном училище этой же станицы преподавал закон Божий священник Шамрай Александр Дмитриевич, из казачьего сословия, окончил Ставропольскую духовную семинарию, жалованье его составляло 120 рублей. Во Владимирском одноклассном женском училище преподавал священник Александр Васильевич Подольский, дворянского происхождения, закончил курс в Киевском университете. На службе учителем состоял с 1894 г., в женском училище с 1905 г. Получал жалованье 60 рублей в год [19].

В училищах ст. Вознесенской, а именно в Вознесенском двухклассном мужском начальном училище с 1911 г. преподавал священник Коробецкий Митрофан Павлович. Происходил из духовного сословия. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. На службе учителем состоял с 1909 г. Одновременно батюшка преподавал и в одноклассном мужском начальном училище. В Вознесенском смешанном одноклассном училище закон Божий вёл священник Ивлев Алексей Винидиктович. Он имел домашнее образование и работал учителем с 1910 г. Получал жалование 130 рублей. В третьем смешанном одноклассном училище законоучителем был дьякон Ердакиев Иван Петрович, окончивший три класса Ставропольской духовной семинарии и преподававший с 1891 г. Он же читал этот курс в Вознесенском училище Екатеринодарского женского благотворительного общества, во 2-ом женском одноклассном начальном училище и в одноклассном училище для иногородних [20].

В Чамлыкском станичном двухклассном мужском начальном училище преподавал в 1913 г. священник Парадиев Анатолий Васильевич. Он окончил Ставропольскую духовную семинарию и с 1901 г. начал свой учительский стаж. Получал жалованья 150 рублей в год. В станичном одноклассном мужском училище вёл закон Божий Орлов Василий Николаевич. Происходил он из духовного звания, окончил Орловскую духовную семинарию. Служил учителем с 1892 г. В одноклассном женском училище Екатеринодарского женского благотворительного общества служил диакон Волобуев Иван Николаевич, который получил домашнее образование и работал училищем с 1911 г. В Чамлыкском хуторском одноклассном начальном училище преподавала основные дисциплины в том числе и закон Божий Покровская Мария Владимировна, из духовного сословия, окончившая Ставропольское епархиальное женское училище. Она получала жалованья 360 рублей в год [21]. В то время распространённым явлением было то, что дочери священников оканчивая женские епархиальные училища, открывшиеся в г. Екатеринодаре и г. Ставрополе становились учителями школ на приходах, обучая детей грамоте и закону Божьему.

Нужно отметить что среди станичников немало было людей воцерковлённых, желающих вести духовную жизнь под руководством духоносных пастырей. Одним из которых в начале XX в. являлся святой праведный Иоанн Кронштадтский. Один из жителей ст. Чамлыкской рассказывал нам как его прадед будучи человеком верующим и благочестивым ежегодно возил выращенную пшеницу о. Иоанну. «Однажды приехали к нему люди от батюшки и сказали, что батюшка благословил его молиться с ними в течение месяца, а работать есть кому, у прадеда было два сына. Хозяин поселил у себя приезжих и делал то что они ему говорили, раз сказал о. Иоанн, значит надо выполнять. По прошествии месяца хозяин умер. Предвидя скорую смерть своего духовного чада о. Иоанн и прислал к нему людей, которые помогли ему подготовиться к переходу в вечность» [22].

Наши респонденты вспоминали, что Свято-Покровская церковь ст. Владимирской из всех станиц округа была лучшая по внешнему виду и богатству иконостаса. В годы богоборчества она была полностью разрушена. В 30-х гг. XX в. ограду разобрали по кирпичику, часть икон была взята жителями по домам, остальные отвезены в храм ст. Вознесенской. «Инф.: – Во время переезда над подводой, нагруженной иконами, стоял столб света уходивший в небо» [23]. Респонденты говорят, что разрушением храма руководил тогдашний председатель сельсовета. В 1938 г. этот человек был расстрелян. В день, когда уничтожали храм на площади собралось много стариков и школьников. Они плакали, просили не разрушать. Колокола сбрасывали на привезённое к церкви зерно, чтобы они не раскололись. Люди прятали по домам иконы, церковную утварь и поныне существует легенда, что купола были спрятаны и хранятся станичниками до лучших времён.

На месте разрушенной церкви был первоначально пустырь, затем сделали летний кинотеатр, а потом построили карусели. Дважды с колеса обозрения падали люди. Это заставило станичников задуматься о том, что нужно на святом месте где стояла церковь и были захоронения вновь возвести храм [24].

В советское время верхняя часть Свято-Успенского храма г. Лабинска была снесена. Старожилы вспоминают, как в детстве бегали смотреть на разрушенное здание через ограду «Инф.: – В окна мы видели как внутри горели свечи и слышалось пение» [25].

В ст. Чамлыкской верх Николаевской церкви сгорел, иконы были сброшены в кучу. «Инф.: – Проходившие мимо бабушки просили разрешения у охранника взять себе хотя бы по одной. В ответ услышали: «Ах, вам иконы», вскочил на гору с иконами и давай плясать. Вскорости он трагически погиб, попал под трактор и ему отрезало голову» [26]. Были и такие, кто не боялся идти против антирелигиозных распоряжений местных властей, например, ссыпать химикаты в помещение церкви. Эти люди и их семьи живы до сих пор.

В годы гражданской войны были убиты и замучены многие священники и верующие. Так в ст. Вознесенской настоятель Троицкой церкви Алексей Ивлев, 60 с лишним лет, был убит на площади за то, что сам происходил из казаков и когда-то служил в Гвардии. Священник ст. Владимирской Александр Подольский, 50 с лишним лет, окончивший университет по юридическому факультету, был зверски убит за то, что служил молебен перед выступлением своих прихожан-казаков против красноармейцев. Перед тем как убить, его долго водили по станице, глумились и били, потом вывели за станицу, изрубили и бросили на свалочные места, запретив кому-то ни было хоронить тело. Один пожилой прихожанин, желая оградить тело покойного от растерзания собаками, ночью пошёл на место казни и стал его закапывать, но был замечен пьяными красноармейцами, был тут же зарублен [27]. В народной памяти сохранилось следующее свидетельство о смерти священника ст. Владимировской: «Инф.: – А священику голову отрубили. Иссл.: – За что? Инф.: – Ну была ж такая врэмя, один ишол за то, а другой за то и кто знай за чего они его, падашли вадички папрасить папить, он вынес повернулся и они шашкой голову ему срубили и всё» [28].

В июне 1918 г. под праздник Святой Троицы казаки Лабинского района подняли восстание против большевиков в результате которого погибло около 500 казаков ст. Чамлыкской, Упорной, Лабинской, Зассовской, Владимирской, Вознесенской. Теперь жители этих станиц вспоминают о «Троицком восстании» с содроганием. За непринятие большевистской власти «только в станице Упорной казнены более ста человек. В Вознесенской, во время похорон комиссара А. И. Гурского его братья по оружию прямо на гробах, покрытых кумачом, рубили головы казакам. В день похорон Гурского казнили 90 человек, среди казнённых был и священник А. Ивлев» [29].

В воспоминаниях жительницы ст. Вознесенской, написанных в 1949 г., имеются следующие строки: «Гражданская война осиротила многих детей, которые голодные и холодные бродили по станице. Священник Сысоев (имя, отчество не указаны – С. Г.), из казачьего рода ст. Вознесенской, в декабре 1918 г. обратился к атаману Калмыкову с просьбой организовать приют для детей, но атаман отказался это сделать. Тогда Сысоев решил действовать сам. Посоветовавшись с молодой учительницей церковно-приходской школы Марией Дмитриевной Зубовой, они решили закрыть школу и открыть там приют для детей-сирот. Всего собралось 94 человека. Трудно было накормить, одеть и распределить детей. Дети спали на полу, на соломе, но всё-таки были накормлены и обогреты. Продукты приносили жители станицы. Приют содержался исключительно на средства церковного прихода <…>. Казаки не приняли поведение батюшки и запретили ему присутствовать на казачьих собраниях называя его «большевистским паном» <…>. Матрёна Дмитриевна Зубова и Сысоев терпеливо переносили все нанесённые им оскорбления. В 20-х числах марта 1920 г. священник Сысоев в соборе отслужил торжественный молебен в честь прихода Красной Армии и, явившись к командиру дивизии Дебенко, сказал: «Я спас ваших детей от голодной смерти, я знаю, что моё воспитание к вашему не подходит. Принимайте от меня детей. А материальную помощь я так и буду оказывать». Крепко обнял командир священника и поблагодарил за спасенных детей. Вскоре приют перевели в большой дом купца Калашникова, где было светло, тепло и уютно».

Как говорилось выше, казаки не приняли поведение батюшки ещё в декабре 1918 г., когда вернулись в станицу беженцы, первоначально ставшие на сторону красных. По приказу атамана Калмыкова 48 душ было порублено за станицей, из них 10 человек детей от 1 года до 10 лет. К месту происшествия прибыл сам атаман Филимонов. На утро вышла вся станица, родственники убитых, люди с близлежащих станиц и хуторов, они требовали разрешения атамана похоронить их по православному, что и было исполнено. В соборе стояло 48 гробов с телами которые отпевал священник Сысоев [30].

Многие вопросы из истории православной жизни жителей станиц и хуторов Лабинского района остались открытыми и ждут своего исследователя. Несмотря на возникавшие противостояния среди православных станичников на протяжении рассматриваемого исторического периода, в том числе в период гражданской войны православная вера выступала основой традиционной системы ценностей, давала надежду на лучшее, помогала врачевать душевные недуги и примирять враждующих.

С.Н. ГЕТМАНСКАЯ,

к.ист.н.,  ст.н. сотрудник ГБНТУ КК  «Кубанский казачий хор»

Примечания:

  1. Государственный архив Ставропольского края (далее – ГАСК). Ф. 135. Оп. 66. Д. 624. Л. 70.
  2. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в.): сб. документов. – Краснодар, 2001. С. 289.
  3. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 981. Л. 9 – 14.
  4. Волобуев И., диакон. Освящение нового храма в ст. Чамлыкской // СЕВ. 1910. № 49. С. 1641 – 1643.
  5. Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 454. Оп. 2. Д. 5887. Лл. 80, 83, 141.
  6. Кубанский календарь на 1915 год. Екатеринодар, 1915. С. 205-206.
  7. Справочник по Ставропольской епархии. Сост.. Н. Т. Михайлов. Екатеринодар, 1910. С. 340.
  8. Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. №7. С. 267.
  9. ГАСК. Ф. 135. Оп. 3. Д. 396. Л. 246; Оп. 17. Д. 1080. Л. 174. Оп. 74. Д. 1037. Лл. 2-3.
  10. Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 14877. Оп. 1. Т. 1. Д. 1816. Л. 9, 58.
  11. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1037.
  12. ГАКК. Ф. 472. Оп.1. Д. 15. Л. 141-156.
  13. Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар, 1898. С. 111.
  14. Кубанский календарь на 1909 год. Екатеринодар. 1909. С. 246.
  15. Кубанский календарь на 1915 год. Екатеринодар, 1915. С. 205-206.
  16. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1037.
  17. Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар, 1898. С. 111; Кубанский календарь на 1909 год. Екатеринодар. 1909. С. 246; Кубанский календарь на 1915 год. Екатеринодар, 1915. С. 205-206.
  18. ГАСК. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1037.
  19. ГАКК. Ф. 470. Оп.1. Д. 15. Л. 47-54.
  20. Там же. Л. 55-68.
  21. Там же. Л. 242-299.
  22. ПМ КФЭЭ-2009. А/к 4146. ст. Чамлыкская Лабинского р-на Краснодарского кр. Инф.: прот. Виктор.
  23. ПМ КФЭЭ-2009. Полевой дневник автора.
  24. ПМ КФЭЭ-2009. А/к 4119. ст. Владимирская Лабинского р-на Краснодарского кр. Инф.: Расторгуева Е. А..
  25. ПМ КФЭЭ-2009. Полевой дневник автора.
  26. ПМ КФЭЭ-2009. А/к 4147. ст. Чамлыкская Лабинского р-на Краснодарского кр. Инф.: прот. Виктор.
  27. П. Макаренко «Прости нас, Господи…» // Родная Кубань. 1998. №4.
  28. ПМ КФЭЭ-2009. А/к 4116. ст. Владимирская Лабинского р-на Краснодарского кр. Инф.: Кисленко Е. П., 1929 г. р.
  29. Брославская А. Троицкое восстание // Провинциальная газета. 2004. 24 мая. С.2.
  30. ПМ КФЭЭ-2009. А/к 4158. ст. Вознесенская Лабинского р-на Краснодарского кр. Инф.: Колкова С. П.

*   Автор благодарит сотрудников архивного отдела Администрации МО Лабинского района за предоставленные документальные источники.

Материал опубликован: Гетманская С.Н. Из истории православной жизни населения станиц Лабинского района (конец XIX — начало XX в.) // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Вып. IV: Материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения краеведа П.М. Галушко. Сост. С.Г. Немченко. Армавир. 2016. С. 206-211.

(2244)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *