В 2015 году исполнилось 130 лет образования казачьей станицы Челбасской. История заселения Средне-Челбасской степи мало изучена современниками, поэтому вызывает большой интерес. Все значимые события в жизни кубанских казаков всегда были неразрывно связаны с православной верой. 20 августа 1884 года, когда поселение Дурноселовка доживало свои последние дни, при участии депутатов от казачьих обществ станицы Троицкой и станицы Полтавской была выделена земля и торжественно освящено место для будущей Рождество-Богородицкой церкви новой казачьей станицы. А уже 28 августа 1884 года Дурноселовка перестала существовать…
К юбилею станицы Челбасской с благословения настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Георгия Голубева готовится книга «Станица Челбасская: возвращение к духовным истокам». Ее автор – челбасянка Щикальцова Ольга Ивановна, которая под руководством заведующей местным музеем Юрченко Татьяны Михайловны ведет краеведческую работу в историко-краеведческом клубе «Память», созданном много лет назад при музее. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из этого произведения.
Человеческая память не донесла до нас сведения о первом духовном центре станицы Челбасской. Поэтому очень ценными являются архивные документы, которые сохранились и теперь доступны через годы лишений и невзгод. Такими документами стали Клировые ведомости и печатное издание «Ставропольские Епархиальные Ведомости». Согласно «СЕВ» за № 11 от 01 июня 1888 года в официальном отделе было опубликовано распоряжение Правительства: «Указом Святейшего Синода, от 10 истекшего мая за № 1912, дано знать Преосвященному Владимиру, Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому, что, согласно представлению его, при молитвенном доме станицы Челбасской Кубанской области открыт приход с причтом из священника и псаломщика».
Казаки были религиозны и сильны своей православной верой и всегда на первое место ставили решение своих духовных вопросов. Поэтому для строительства церкви или молитвенного дома выбиралось самое красивое и открытое место на территории будущего поселения. Так как станица только заселялась, казаки жили небогато, было решено сначала в Челбасской открыть молитвенный дом. Сейчас невозможно определить, где начали строить молитвенный дом первые жители станицы Челбасской. Согласно Клировой ведомости за 1888 год молитвенный дом был построен в этом же году за общественный счет, освящен тогда же и находился в центре станицы. Престол в нем был один во имя иконы Казанской Божьей Матери. Здание было деревянным, крыто железом, ограды не было. Церковной утвари в молитвенном доме было не совсем достаточно. Казачьим обществом в пользу причта было отведено 100 десятин пахотной и сенокосной земли. Находился этот пай в 7 верстах от станицы. Для хлебопашества и сенокоса эта земля была удобна. По штату причта было положено один священник и один псаломщик. Первоначально жилые дома у священника и псаломщика были общественные. На содержание причта, кроме добровольных пожертвований за требоисправления, казачьим станичным обществом выделялось 400 рублей в год, из которых священник получал 300 рублей, а псаломщик 100 рублей. К следующему 1889 году наличными церковных доходов было всего 8 рублей 57 копеек. Других зданий, принадлежащих молитвенному дому, не было.
Казанский молитвенный дом станицы Челбасской находился от Ставропольской Духовной Консистории в 250 верстах, от местожительства Благочинного 4-го округа Кубанской области (станица Каневская) в 30 верстах. Ближайшими к Челбасской были следующие церкви: станицы Крыловской одноштатная Михаило – Архангельская в 12 верстах и станицы Батуринской во имя Святого Чудотворца Николая одноштатная в 20 верстах. Церковному имуществу велась главная и дополнительная опись, составленная в 1888 году по форме, изданной Святейшим Синодом. Также велись приходно-расходные книги о свечной и кошельковой суммах, выданные в Ставропольской Духовной Консистории в 1888 году за шнуром и печатью. Имелись копии метрических книг, исповедных росписей и обыскных книг за 1888 год. К большому сожалению, эти документы были утеряны, а с ними потеряна и связь с нашими славными и достойными предками, первыми жителями казачьей станицы Челбасской.
Для своих прихожан совершителем церковных таинств является священник. Для них он – ближайший учитель с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при встречах и разговорах, он – проповедник религиозных начал жизни и канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания, умственного и нравственного образования и воспитания. Священник должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила, в поведении безупречен. Первым духовным наставником ст. Челбасской стал отец Александр Акимов, представительный, с непринужденной, смелой и толковой речью, с умением ясно и обстоятельно излагать свои мысли, опытно знакомый с консисторским делопроизводством, деятельный и энергичный, который скоро занял видное место в казачьем станичном обществе.
Александр Васильевич Акимов, сын бывшего священника села Благодатного Ставропольской губернии, родился 06 августа 1864 года. Он обучался в Кавказской духовной семинарии. По окончании курса по второму разряду 10 июля 1884 года Преосвященным Германом, Епископом Кавказским и Екатеринодарским, был назначен на должность псаломщика Рождество – Богородицкой церкви сельца Филипповка Майкопского отдела Кубанской области. В этом же году, 23 ноября, Акимов перемещен на такую же должность к Михаило – Архангельскому собору города Ейска Кубанской области. В 1885 году 02 июня Преосвященным Германом, Епископом Кавказским и Екатеринодарским, он был рукоположен в священника к Николаевской церкви станицы Натухайской Темрюкского отдела Кубанской области, где состоял законоучителем станичной школы с сентября 1885 года по июнь 1888 года. А 30 мая 1888 года священник А.В. Акимов Преосвященным Владимиром, Епископом Ставропольским и Екатеринодарским, был перемещен к Казанскому молитвенному дому станицы Челбасской Ейского отдела Кубанской области.
Отец Александр был грамотным, в исполнении своих пастырских обязанностей исправен, читал прихожанам свои проповеди. В станицу Челбасскую в 1888 году он приехал с семьей: жена Мария Павловна и дочь Аполлинария двух лет от роду. Впереди у отца Александра была долгая и верная служба на благо церкви и общества в маленькой казачьей станице Челбасской, которой он отдал более 30 лет своей жизни.
За это время ему немало пришлось позаботиться о благоустройстве в церковном отношении станицы. В самом начале духовенство, как и все казачество, жило крайне бедно, и вынуждено было заниматься сельским хозяйством, чтобы в обработке личным трудом своей причтовой земли найти хотя бы небольшую поддержку своего скудного материального положения. Акимов сумел приобрести общее расположение к себе казачьего общества и всех прихожан. Он стал добрым и справедливым настоятелем, духовным отцом, патриотом и истинным наставником всего доброго и нравственного. Жизненный путь духовного наставника станицы Челбасской, Благочинного священника Александра Васильевича Акимова – яркий пример бескорыстного служения Православной Церкви и Отечеству. Трудами и молитвами о. Александра была открыта в станице первая церковно-приходская школа и возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которые стали главным делом его жизни…
Ольга Щикальцова
(1234)