Из истории Екатеринодарского храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Значительное влияние в XIX-XX вв. на провинциальное городское общество имели церковные общины и духовенство. Это подтверждается немалым количеством городских храмов, а особенно домовых, расположенных при образовательных, благотворительных, пенитенциарных и здравоохранительных учреждениях. Каждый православный храм, особенно на Кубани, являясь микро-центром общественной жизни, определявшим основные интенции ее развития, аккумулировал вокруг себя консервативные и традиционные силы. Строительство домовых храмов в своем большинстве начиналось по инициативе горожан и представителей различных организаций. Достоверно известно, что к 1915 г. в г. Екатеринодаре существовало 15 домовых храмов [1]. Об одном из них пойдет речь ниже в настоящей статье.

Домовый храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Екатеринодара был построен по благословению архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского). Согласно историческим документам, здание храма и министерской школы (эллинское училище) было построено Эллинским благотворительным обществом в девяносто первом квартале г. Екатеринодара на углу улиц Соборной (в настоящее время ул. Ленина) 38 и Рашпилевской 40 [17, Л. 1; 15]. Руководил строительством крупный городской общественный деятель, учредитель общества Е.Е. Никифораки [19, с. 3].

После окончания строительства и освящения (24 декабря 1906 г.) храм получил наименование «Эллинской Благовещенской церкви». Согласно данным справочника священника Н.Т. Михайлова храм являлся бесприходным [15, с. 232].

Так же известно, что основное здание храмового комплекса достраивалось вплоть до 1910 г.: в кассовом отчете Екатеринодарского Эллинского Благотворительного общества об этом сказано, что «в 1910 году был достроен подвальный этаж» [21, с. 5]. К сожалению, имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Согласно данным профессора А.В. Титова и кубанских краеведов В.П. Бардадыма и А.А. Красненко здание храмового комплекса было построено в «псевдорусском» стиле с элементами романского [16, Л. 3, 4].

Из клировой ведомости 1913 г. известно, что комплекс состоял из двух основных частей: домового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на втором этаже, и двухклассной смешанной школы министерства народного просвещения, совмещенной с церковно-приходской, на первом этаже. По штату при храме находился один священник с помощником и псаломщик. Священник проживал в квартире, предоставляемой ему обществом [11, Л. 266]. Стоит отметить, что министерская школа являлась значимым образовательным центром греческой диаспоры и фиксировалась в документах под названием «греческой» [10, Л. 79, 80об]. С 1909 г. старостой храма был крупный домовладелец и городской коммерсант Феодор Акритас [14, Л. 204об-205].

Первым настоятелем Благовещенского храма 21 декабря 1906 г. был назначен выпускник Московской Духовной Академии кандидат богословия священник Савва Тсолакис. Отец Савва родился в семье турецко-подданного грека 23 апреля 1873 г. на острове Родос (Турция). После окончания Московской Духовной Академии в 1903 г. со степенью кандидата богословия 28 февраля 1904 г. он был рукоположен Преосвященнейшим Николаем (Зиоровым), епископом Таврическим и Симферопольским во диакона, а 29 февраля – во священника. Вскоре после указанных событий отец Савва был назначен настоятелем Свято-Троицкого греческого храма г. Симферополя и одновременно заведующим двухклассным церковно-приходским училищем. За свою ревностную службу он был награжден: в 1905 г. набедренником и скуфьей, 6 мая 1914 г. камилавкой, а в 1918 г. наперстным крестом [11, Л. 269об; 12; 13].

В 1913 г. штат был увеличен за счет открытия вакансии помощника настоятеля. 31 октября эту должность занял второй священник Константин Феодориди и служил до 1919 г., когда его сменил иеромонах Парфений (Монариди) [2, Л. 3об]. Отец Константин был сыном турецко-подданного грека, родился 10 мая 1883 г. в Турции. Образование получил в греческой гимназии. Митрополитом Родопольским Леонтием в Турции был рукоположен во диакона в 1908 г, им же во священника в 1908 г. [11, Л. 271об]

Известно, что 29 декабря 1919 г. в храме совершил Божественную Литургию и панихиду по Панагиоту Филипповичу Акритасу, крупному домовладельцу, городскому коммерсанту, и старосте означенного храма, выдающийся архиерей митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), временно управлявший Кубанской епархией [20, с. 11].

В 1920 г. греческий консул направил ходатайство митрополиту Антонию о награждении настоятеля Благовещенского храма отца Саввы Тсолокис саном протоирея, в котором он писал: «Во внимание долголетней службе, полезным трудам и примерному пастырскому служению церкви Христовой священника Екатеринодарской Греческой Православной церкви отца Саввы Тсолакис, выразившихся в назидательных поучениях к своим пасомым, а так же в твердом водительстве верных его попечению чад в духе христианской любви и преданности церкви Христовой, ограждая своих чад от всесторонних политических течений в столь тяжёлое время. Желая отметить и вознаградить высоконравственные порыв его, почтительнейше прошу Вас Высокопреосвященство, милостивого Архипастыря и Отца не отказать в Вашем Святительском благословении и наградить отца Саввву Тсолакис (кандидата богословия) саном протоирея…». На это прошение последовала резолюция: «хотя протоирей Савва Тсолакис протоиерейского сана достоин, по закону определено прежде награждать крестом (наперсным)» [4, Л. 6об].

Затянувшаяся гражданская война на Кубани завершилась захватом власти большевиками. Практически сразу после перехода г. Екатеринодара в руки большевиков в стенах школы была размещена служба снабжения IX армии. В ордере от 14 апреля 1920 г. за № 283 на имя начальника снабжения IX армии сказано, что управление имеет право занять помещения греческой школы, находящейся на углу Рашпилевской и Соборной [8, Л. 25].

В этот период в составе клира произошли перемены. 29 октября 1921 г. настоятель храма протоирей Савва Тсолакис направил епископу Кубанскому и Черноморскому Иоанну (Левицкому) прошение о переводе в Батумскую епархию, сообщив: «прошу Ваше Преосвященство временно откомандировать меня от занимаемой должности священника греческой Церкви г. Краснодара и дать разрешение на беспрепятственный переход в Батумскую епархию для устройства указанных дел. Место в течение 2-3 месяцев прошу считать за мной для того, чтобы я его смог вновь его занять на тот случай если я не устроюсь в Батумской епархии. За время моего отсутствия обязанности священника будет исполнять иеромонах Парфений (Монариди), состоящий в течение трех лет при вверенной мне церкви в качестве моего помощника…» [2, Л. 3, 3об.].

        Однако вернуться назад отцу Савве не пришлось. 17 февраля 1922 г. он в своем прошении в виду плохого состояния здоровья испрашивал дополнительный шестимесячный отпуск. По истечении срока он не вернулся в пределы своего прихода, поэтому Кубано-Черноморское епархиальное управление постановлением от 23 апреля 1923 г. утвердило настоятелем храма иеромонаха Парфения, а отец Савва был отчислен от места за долгим отсутствием [2, Л. 2].

После окончания гражданской войны на Кубани и установления советской власти постепенно начали проводиться в жизнь планомерные мероприятия по закрытию храмов и изъятию церковных ценностей.

Согласно историческим документам к этому времени Благовещенский храм утратил статус домового, попав в разряд самостоятельного прихода. В списке храмов г. Краснодара, составленном 8 мая 1922 г. Кубанской епархиальной канцелярией по поручению Кубано-Черноморской областной комиссии по изъятию церковных ценностей, указана самостоятельная приходская «Благовещенская церковь Эллинского благотворительного общества» [7, Л. 145-145об]. Приходской статус храма так же отражен на карте г. Краснодара, составленной до 1928 г. [17, Л. 1]

В мае 1922 г. под видом помощи голодающим Поволжья происходит разграбление Кубанских храмов. 13 мая 1922 г. в 12 часов дня Кубано-Черноморская областная комиссия по изъятию церковных ценностей в присутствии председателя политотдела Бессмертного, представителя приходского совета иеромонаха Парфения произвела изъятие церковных ценностей из Благовещенского храма г. Краснодара.

Согласно протоколу составленному представителями советской власти, в пользу голодающих были изъяты следующие предметы: восемь лампадок, одно кадило, шесть риз с малых икон, две серебряные крышки с Евангелия, один дискос, одна тарелка, один ковшик, две ризы малого размера [6, Л. 180-181].

В мае 1922 г. подавляющее большинство кубанского духовенства во главе с архиепископом Иоанном «стало на путь церковной революции», признав обновленческое движение. Можно без особого риска предположить, что к этому движению также примкнул настоятель Благовещенского храма. Спустя два года 14 февраля 1924 г. иеромонах Парфений (Монариди) обратился в Кубано-Черноморское епархиальное управление с просьбой об увольнении за штат по случаю отъезда за границу [5, Л. 3]. В это же день обновленческим архиепископом Кубанским и Черноморским Михаилом (Орлинским) на должность настоятеля был назначен священник Панаёт Папандопола, 31 мая 1925 г. возведенный в Екатерининском соборе в сан архимандрита [3, Л. 1, 2].

В 1930 г. архимандрит Панаёт обратился к управляющему епархией с просьбой освободить его от занимаемой должности, разрешить выезд в Грецию и выдать документы о беспорочной службе. К этому времени приход храма Благовещения насчитывал до двух сот семей прихожан, по сведениям самого архимандрита [3, Л. 8, 13].

По сохранившимся архивным данным уже с 1927 г. часть храмового комплекса занимала школа первой ступени ФЗС [9, Л. 195, 196] (аудитории училища и церковно-приходской школы). Вероятно, после отъезда последнего настоятеля в Грецию храм был закрыт и полностью передан занимавшей часть здания школе ФЗС.

После закрытия началось планомерное разрушение внутренних интерьеров храма, его убранства. Были уничтожены купол и свод, роспись, иконостас, произведены существенные перестройки внутренних помещений храма и церковно-приходской школы.

После Великой Отечественной войны в комплексе Благовещенского храма размещалась школа № 38, а немного позже начальная школа № 49. На месте алтаря была устроена сцена, на которой производились различные театрализованные представления. В 1969 г. исполнительный комитет Краснодарского городского совета депутатов трудящихся передал здание начальной школы № 49 Краснодарскому медицинскому училищу во временное пользование до окончания строительства здания этого училища. В 1982 г. в стенах Благовещенского храма разместили краевую санитарно-эпидемиологическую станцию. Здание претерпело последнюю реконструкцию [18, Л. 13]. В 2000-х гг. в здании размещалось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Краснодарскому краю.

В 2015 г. часть помещений храмового комплекса Благовещения Пресвятой Богородицы была передана Екатеринодарской епархии Русской Православной Церкви. Спустя восемьдесят пять лет храм вновь открыл свои двери для Екатеринодарцев, хотя и не в своем былом величии и красоте которую еще предстоит восстановить.

иерей Андрей НЕБАВСКИЙ,

кандидат богословия, доцент, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы,

член комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

Н.В. КИЯШКО,

член комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии

Материал опубликован: Небавский А., Кияшко Н.В. Из истории Екатеринодарского храма Благовещения Пресвятой Богородицы // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Славянск-на-Кубани, 30 окт. – 1 нояб. 2015 г.) / под. ред.: Т.Г. Письменной, А.Н. Рябикова, Е.В. Манузина. – Славянск-на-Кубани, 2015. – С. 70-75.

(763)

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *