Летопись прошлого: от Дурноселовки до Челбасской

IMG_9510-001В 2015 году исполнилось 130 лет образования казачьей станицы Челбасской. История заселения Средне-Челбасской степи мало изучена современниками, поэтому вызывает большой интерес. Все значимые события в жизни кубанских казаков всегда были неразрывно связаны с православной верой. 20 августа 1884 года, когда поселение Дурноселовка доживало свои последние дни, при участии депутатов от казачьих обществ станицы Троицкой и станицы Полтавской была выделена земля и торжественно освящено место для будущей Рождество-Богородицкой церкви новой казачьей станицы. А уже 28 августа 1884 года Дурноселовка перестала существовать…

К юбилею станицы Челбасской с благословения настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Георгия Голубева готовится книга «Станица Челбасская: возвращение к духовным истокам». Ее автор – челбасянка Щикальцова Ольга Ивановна, которая под руководством заведующей местным музеем Юрченко Татьяны Михайловны ведет краеведческую работу в историко-краеведческом клубе «Память», созданном много лет назад при музее. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из этого произведения.

Вид современного станичного храма

Вид современного станичного храма

Человеческая память не донесла до нас сведения о первом духовном центре станицы Челбасской. Поэтому очень ценными являются архивные документы, которые сохранились и теперь доступны через годы лишений и невзгод. Такими документами стали Клировые ведомости и печатное издание «Ставропольские Епархиальные Ведомости». Согласно «СЕВ» за № 11 от 01 июня 1888 года в официальном отделе было опубликовано распоряжение Правительства: «Указом Святейшего Синода, от 10 истекшего мая за № 1912, дано знать Преосвященному Владимиру, Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому, что, согласно представлению его, при молитвенном доме станицы Челбасской Кубанской области открыт приход с причтом из священника и псаломщика».

Казаки были религиозны и сильны своей православной верой и всегда на первое место ставили решение своих духовных вопросов. Поэтому для строительства церкви или молитвенного дома выбиралось самое красивое и открытое место на территории будущего поселения. Так как станица только заселялась, казаки жили небогато, было решено сначала в Челбасской открыть молитвенный дом. Сейчас невозможно определить, где начали строить молитвенный дом первые жители станицы Челбасской. Согласно Клировой ведомости за 1888 год молитвенный дом был построен в этом же году за общественный счет, освящен тогда же и находился в центре станицы. Престол в нем был один во имя иконы Казанской Божьей Матери. Здание было деревянным, крыто железом, ограды не было. Церковной утвари в молитвенном доме было не совсем достаточно. Казачьим обществом в пользу причта было отведено 100 десятин пахотной и сенокосной земли. Находился этот пай в 7 верстах от станицы. Для хлебопашества и сенокоса эта земля была удобна. По штату причта было положено один священник и один псаломщик. Первоначально жилые дома у священника и псаломщика были общественные. На содержание причта, кроме добровольных пожертвований за требоисправления, казачьим станичным обществом выделялось 400 рублей в год, из которых священник получал 300 рублей, а псаломщик 100 рублей. К следующему 1889 году наличными церковных доходов было всего 8 рублей 57 копеек. Других зданий, принадлежащих молитвенному дому, не было.

Казанский молитвенный дом станицы Челбасской находился от Ставропольской Духовной Консистории в 250 верстах, от местожительства Благочинного 4-го округа Кубанской области (станица Каневская) в 30 верстах. Ближайшими к Челбасской были следующие церкви: станицы Крыловской одноштатная Михаило – Архангельская в 12 верстах и станицы Батуринской во имя Святого Чудотворца Николая одноштатная в 20 верстах. Церковному имуществу велась главная и дополнительная опись, составленная в 1888 году по форме, изданной Святейшим Синодом. Также велись приходно-расходные книги о свечной и кошельковой суммах, выданные в Ставропольской Духовной Консистории в 1888 году за шнуром и печатью. Имелись копии метрических книг, исповедных росписей и обыскных книг за 1888 год. К большому сожалению, эти документы были утеряны, а с ними потеряна и связь с нашими славными и достойными предками, первыми жителями казачьей станицы Челбасской.

Для своих прихожан совершителем церковных таинств является священник. Для них он – ближайший учитель с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при встречах и разговорах, он – проповедник религиозных начал жизни и канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания, умственного и нравственного образования и воспитания. Священник должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила, в поведении безупречен. Первым духовным наставником ст. Челбасской стал отец Александр Акимов, представительный, с непринужденной, смелой и толковой речью, с умением ясно и обстоятельно излагать свои мысли, опытно знакомый с консисторским делопроизводством, деятельный и энергичный, который скоро занял видное место в казачьем станичном обществе.

Александр Васильевич Акимов, сын бывшего священника села Благодатного Ставропольской губернии, родился 06 августа 1864 года. Он обучался в Кавказской духовной семинарии. По окончании курса по второму разряду 10 июля 1884 года Преосвященным Германом, Епископом Кавказским и Екатеринодарским, был назначен на должность псаломщика Рождество – Богородицкой церкви сельца Филипповка Майкопского отдела Кубанской области. В этом же году, 23 ноября, Акимов перемещен на такую же должность к Михаило – Архангельскому собору города Ейска Кубанской области. В 1885 году 02 июня Преосвященным Германом, Епископом Кавказским и Екатеринодарским, он был рукоположен в священника к Николаевской церкви станицы Натухайской Темрюкского отдела Кубанской области, где состоял законоучителем станичной школы с сентября 1885 года по июнь 1888 года. А 30 мая 1888 года священник А.В. Акимов Преосвященным Владимиром, Епископом Ставропольским и Екатеринодарским, был перемещен к Казанскому молитвенному дому станицы Челбасской Ейского отдела Кубанской области.

Отец Александр был грамотным, в исполнении своих пастырских обязанностей исправен, читал прихожанам свои проповеди. В станицу Челбасскую в 1888 году он приехал с семьей: жена Мария Павловна и дочь Аполлинария двух лет от роду. Впереди у отца Александра была долгая и верная служба на благо церкви и общества в маленькой казачьей станице Челбасской, которой он отдал более 30 лет своей жизни.

За это время ему немало пришлось позаботиться о благоустройстве в церковном отношении станицы. В самом начале духовенство, как и все казачество, жило крайне бедно, и вынуждено было заниматься сельским хозяйством, чтобы в обработке личным трудом своей причтовой земли найти хотя бы небольшую поддержку своего скудного материального положения. Акимов сумел приобрести общее расположение к себе казачьего общества и всех прихожан. Он стал добрым и справедливым настоятелем, духовным отцом, патриотом и истинным наставником всего доброго и нравственного.         Жизненный путь духовного наставника станицы Челбасской, Благочинного священника Александра Васильевича Акимова – яркий пример бескорыстного служения Православной Церкви и Отечеству. Трудами и молитвами о. Александра была открыта в станице первая церковно-приходская школа и возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которые стали главным делом его жизни…       

Ольга Щикальцова

(1066)

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *