Гомилетическое наследие русского духовенства — богатая сокровищница, сохраняющая в себе спустя столетия изумительные драгоценности, выраженные живым и ярким словом ревностных пастырей Церкви Божией. Настоящий материал открывает собой цикл публикаций исключительно печатных и устных (затем опубликованных) проповедей иеромонаха Успенской Почаевской лавры Памфила (Лясковского), ставшего впоследствии епископом Краснодарским и Кубанским. Душевное слово проповеди Преосвященного Владыки непрестанно звучало за каждым его богослужением в тяжелых 1930-х годах в Краснодаре, и будет не менее актуальным в современном совсем далеком от Бога мире.
Приветствую вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, преимущественно жителей деревень, оставивших свои мирския заботы и взявших на себя подвиг паломничества. для поклонения нетленно почивающей главе Св. Преподобномученицы Анастасии, ставшей теперь небесной покровительницей нашего города и всей Волыни. Многие из вас пришли издалека, за десятки и сотни верст, и, поэтому, ваш подвиг, ваша жертва еще приятнее Богу. и благодарение Господу Богу, что Житомир – наш город нерусский, с преобладающим инородческим населением, становится теперь таким же религиозным центром для народа, как и Св. Гора Почаевская. Ежегодно сюда собираются тысячи народа на праздник. Св. Преп. муч. Анастасии ив другие дни и здесь он утешается, получая благодатную помощь от Св. Преподобномученицы, назидается торжественной и благолепной службой церковной и слушанием слова Божия. Торжественное празднование в честь СВ. Преподобномученицы Анастасии установилось недавно несколько лет тому назад, благодаря заботам и стараниям нашего благостнейшаго и равноапостольнейшаго, ревнущаго о славе Божией Архипастыря, Архиепископа Антония. Он устроил нижнюю Церковь в кафедральном соборе в честь и память Св. преп.-муч. Анастасии, торжественно перенес ея нетленную главу, подаренную еще покойному Архиеп. Волынскому Модесту, в Собор и с благословения Св. Синода установил в честь ея дважды в год торжественные празднования 13 июня и 29 октября. Слава и благодарение Господу Богу, дивному во святых своих.
За что же мы, христиане, почитаем своих святых, и особенно мучеников и мучениц? Почему вы, возлюбленные братья и сестры, оставили свои мирския дела, свои поля, луга, сады, огороды и подъяли на себя нелегкий подвиг паломничество? За что особенно русский народ чтит великомучеников, например, Св. Великомученика Георгия, избрал его даже небесным покровителем своего обширнейшаго и сильнейшаго государства; за что особенно народ русский, преимущественно – малорусский, чтит Св. Великомученицу Варвару; за что вы, братие, чтите Св. Преподобномученицу Анастасию и преп. мучеников и мучениц? Ведь они по человеческим понятиям были побеждены, истерзаны, замучены; ты, ведь, не станешь прославлять человека, побежденнаго в бою, униженнаго, поруганнаго и обезславленнаго; не станешь превозносить побежденнаго ив единоборстве! За что, скажи, за что ты, православный христианин, так почитаешь св. мучеников, украшаешь их гробы, молишься им о даровании тебе благодатной помощи, как и в настоящем случае св. Преподономученице Анастасии: тем же от того духовнаго богатства и нашей нищете духовныя дарования подать убо просим. Ты сам отлично знаешь, зачем пришел сюда, за что чтишь память св. Преподобномученицы, но чтобы твоя вера была еще яснее и твое благоговейное почитание памяти мучеников была сознательнее и глубже, мы ответим тебе.
По Божьему, по нашим христианским понятиям, победил не тот, кто одержал верх, например, на войне в драке, ссоре, а тот, кто стоял за истину, за правду Божью, за Христа, за Его слово. Если такой человек и будет поруган, замучен, но не отступит от своей веры, будет дерзновенно исповедывать Христа, как св. Преподобномученица Анастасия, которую св. церковь так ублажает: ты же преславная, преподобномученице Анастасие, рук же и ног отсечение, сосцев истерзание, и зубов искоренение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: Христос есть богатство мое и похвала. За что мы ублажаем и св. великомучеников: Георгия Победоносца и Варвару и многих других. Св. Великомученицу Варвару особенно чтил и чтит народ малорусский за то, что во времена унии, гонений и преследований за веру православную народ малорусский обращался к ея небесному предстательству и заступлению и, взирая на ея мужественные подвиги, ополчался на одоление своих врагов – поляков, иезуитов, евреев, турок и других. Смотрите, братие, какую великую силу духа явили мученики и мученицы Божии, и мы, взирая на их кончину, должны по слову Божию, подражать вере их. Потому хотя св. мученики и были поруганы, обезславлены, замучены своими гонителями, но победили не их гонители, которых память, по слову псалмопевца, погибла с шумом, а победили эти страстотерпцы и великомученики и великомученицы и мученики, имена которых и их подвиги навсегда останутся безсмертны, слава их никогда не умирает, их мощи прославляются и почитаются, как величайший и драгоценнейший дар Божий, оставленный нам грешным для утешения и ободрения, для вдохновения и подражания мученичеству и исповедничеству, хотя в малой степени, сих великих у Бога и людей праведников. Они одержали самую большую победу: сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Иоан. 5:4).
Если бы кто-нибудь из вас сказал, что эти люди были величайшие праведники, что нам грешным нечего и помышлять сравниваться с ними, сделать что-нибудь великое, подобно им; теперь нет мученичества, то не отсекают голову за одно только то, что зовешься христианином: мы живем, скажи в православном русском царстве, где вера христианская не преследуется. Да, скажи, и мы с тобой, что мы, действительно, живем в более благоприятных условиях, чем христиане в первые три века нашей эры. Но знай, христианин, что путь к мученичеству и особенно исповедничеству никогда не закрыт христианину. Не все в нашем государстве православном обстоит благоприятно. И теперь в нашем царстве стало тяжело жить русским православным, особенно с того времени, как в России произошла революция, когда в подражание всяким чужим странам, где воцарилась злоба и растление, по выражению одного знаменитого русского верующего писателя (Достоевского), вздумали вводить у нас богомерзкую конституцию. Теперь уже наша вера и св. Церковь поруганы, законодатели нынешние издали законы, что все веры: католическая, жидовская, бусурманская и, о ужас, православная равны, что православный может переходить во всякую веру и т.п. Разве это не позор, не поругание нашей веры! И знайте, что чем дальше, тем хуже и зуде будут времена, мир – люди лукавые будут преуспевать на худшее, умножатся беззакония и соблазны. Поэтому, и теперь можно и даже должно обнаруживать православным, если не мученичество, то хотя мужество защищать свою веру и церковь от преследований и поруганий, и достойных служителей – пастырей Божиих от поношений и клеветы. И для этого нужно мужество и на него не все решаются в наше жалкое время всеобщего развращения малодушия, нравственной дряхлости и умственнаго шатания. Знайте, вы простые верующие люди, жители дорогих нашему сердцу деревень, что самое дорогое, величайшее наше сокровище есть – вера наша, ее-то берегите и любите больше всего, больше жизни, больше даже себя, до готовности умереть за св. веру. Знайте, братие, если все у вас отнимут – жену, детей, имение, богатство, славу, но оставят вам веру, знайте, что вы не ограблены еще окончательно, самое ценное, самое лучшее сокровище наше еще осталось с нами. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а убойтесь же более того, кто может и душу и тело погубить в геенне, как сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 10:28). приводите себе на память примеры и жизни величайших правдеников Божиих: Иова Многострадальнаго, жившаго еще в Ветхом Завете, Святителя Иоанна Златоустаго и др., которые и в радости и в скорби, в тесноте, в самых тяжких испытаниях благословляли Господа, говоря: буди имя Господне, благословенно от ныне и до века; слава Богу за все.
Вы, люди волынские, пришедшие сюда поклониться св. преподобномученице Анастасии – вы потомки славных козаков, которые так именно и любили свою веру православную и свою родину мать, что с радости умирали за нее, знаете, что редко, редко козаки умирали дома, спокойно, и все почти слагали свои буйныя головы в жаркой схватке, в битве с поляками, немцами, бусурманами, турками и другими врагами своей веры и родины. Наша родина – земля Волынская и смежныя с нею губернии: Киевская, Подольска, Минская и многия другия когда-то жесткого угнетались поляками и жидами за веру православную и вот на защиту веры и своей родины выступили козаки – такие же, как и вы, простые верующие русские люди, крестьяне, ваши прадеды, образовавшие военныя братства – стоять за веру православную, сражаться с поляками, турками и другими врагами, бить и вешать которых, как они выражались, сам Бог велел. На нашей земле Волынской и в других местах происходили часто битвы козаков с поляками, бусурманами, но самая замечательная из них была под Берестечком, более 250 лет тому назад, в 1651 г. Многие из вас уже слышали и читали об этой знаменитой битве, равной которой нет в истории. Здесь 30 тысяч козаков и крестьян доровольцев все до одного были зверски перебиты своими врагами – поляками, в своюзе с немцами, в десять раз сильнейшими, коих было 300 тысяч. И вот ни один казак во время битвы не сдался и не был насильно захвачен в плен, все до одного были или перебиты, или потонули в речке Пляшевой, или в болотах, образуемых ею. (Поляки напали на козаков как раз в то время, когда они сели раговляться в Петров день). Славный гетман козачий Богдан Хмельницкий был обманут своим союзником Крымским ханом, передавшимся на сторону поляков и Богдан даже захвачен был бусурманами в плен, поэтому козаки и были перебиты все до одного. Не потому козаки были побеждены, что их было мало, а потому – что они остались без головы, своего батька – храбраго гетмана Богдана Хмельницкаго. Но их поражение было лучше, знаменитее самой блистательной победы. Они все, как древние христианские мученики, умерли за веру православную. Примечательна, братие, смерть последняго козака – Марка Нечая. Когда все козаки были уже перебиты и перетоплены и остался один только Марко Нечай, в лодке сражающийся со всем польским войском, польский воевода, пан Иеремия Вишневецкий хотел непременно, хотя одного козака захватить живым в плен, стал чрез своих послов говорит Марку, чтобы он сдался живым, что его за это сделают полковником, дадут ему денег, имение (маенток), но он отверг все эти предложения, он сказал посланным от пана Вишневецкаго: Я не хочу ни вашей собачьей виры, ни вашей польской ласки, я хочу умереть козаком. Тогда на него набросилось все польское войско, вначале он отбивался,стреляя из ружья, потом стал бить прикладом, потом веслом и наконец враги озверевшие утопили его в воде, потому что не мог же один человек перебить все польское войско. Это была наша голгофа, этой битвой безповоротно решено было освобождение Малороссиии из под польской неволи и объединение ея на веки с Великороссией в одно могучее православное царство, что и произошло через 3 года, на великой козачьей раде в Переяславле в 1654 году.
Учитесь, люди, как нужно любить свою веру православную и умирать за нее; подражайте своим дедам и прадедам – славным козакам, зверски избиенных под Берестечком. И, вот, эти храбрейшие в мире воины – козаки, не были даже погребены с честью, их братския могилки были забыты и только недавно, несколько лет тому назад были выкуплены от польского пана, которому принадлежали; черепы и кости козачьи, рассеянныя и валявшияся по полям, были собраны и похоронены с честью в приготовленной гробнице, но и теперь еще много покоится их неглубоко под землей. Из 30 тысяч казаков, перебитых здесь, собраны черепы и кости около 16 тысяч человек. Теперь на невысоком холме, который насыпан был козаками и представлял собою последнюю твердыню, крепость за которой укрылись козаки, на этом холме строится храм памятник. Уже построены и освящены гробница, усыпальница, где непрерывно служатся панихиды по козакам – православным воинам за веру и отечество избиенным, как о них молится св. Церковь; построена и освящена 10 июня сего 1911 г. нижняя церковь, в честь и память св. мученицы Параскевы-Пятницы и строится верхняя надземная церковь. Поляки на месте своей победы воздвигли величественный костел-памятник, который строили насильно, погоняемые кнутом (батогом) ваши поруганные и еще более угнетенные после Берестецкой битвы ваши же деды и прадеды, которых поляки насильно загоняли в костел молиться. Порадейте, православные христиане, чтобы и над нашими храбрыми воинами был воздвигнут величественный, достойный, доступный их славы и безсмертнаго подвига храм, где постоянно возносилась бы молитва Господу Богу о прощении и оставлении грехов козаков, избитых поляками. Народ уже ходит на козачьи могилки, в прошлом году было около 12 тысяч народа во время закладки нижней церкви, на освящении ея в сем году было еще больше, было и высшее начальство гражданское и военное Края: Генерал-Губернатор, командующий войсками киевскаго округа, Губернатор и Вице-Губернатор Волынский, Козачьи и Гусарские полки и мн.др. высокопоставленныя особы и люди. Только теперь стали воздавать козакам должную честь.
Православные христиане, люди Волынские! Подражайте, насколько кто в силах своим дедам и прадедам, избиенным под Берестечком; взирайте на их кончину и подражайте вере их. И это может сделать всякий из нас, к какому бы званию и состоянию он не принадлежал. Не стыдись, православный христианин, дерзновенно исповедывать, что ты русский – православный, не давай врагам смеяться и поносить свою веру православную и ея служителей Божиих, наших возлюбленных архипастырей и пастырей, тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13:17), не стыдись, проходя мимо церкви Божией, перекреститься, чего стыдитесь, не вы простыя верующие русские люди, жители деревень, а стыдятся некоторые русские в городе, учившиеся в школах; не стыдись благословлять архиереев и священников Божиих; не стыдись в груди своей носить союзный знак быть добрым союзником и знай что наш Союз Русскаго Народа есть тоже, как козачье братство, и на знаке союзном нарисован Св. Великомученик Георгий и написано: за Веру и Отечество, за что сражались и твои деды и прадеды и за что стоите вы многие братчики и сестрички своих православных храмов; не стыдись ходить в Почаев, кланяться Божьей Матери Почаевской и Пр. Иову; ходит и в Житомир кланяться Св. Преп. Мученице Анастасии, ходи и на козачьи могилы под Берестечком и набирайся там козачьяго дедовскаго духу, не стадись, если над тобой станут смеяться за все это, будут ли это насмешники жиды поляки или свои русские. Знайте, православные люди, что мы блаженны, по слову Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.
Аминь
Почаевский иеромонах Памфил (Лясковский)
Материал опубликован: Почаевский листок. 1911. 31 августа. № 31-32. С. 1-4.
***
Эта проповедь была сказана 12 июня 1911 года иеромонахом Памфилом в Житомирском кафедральном соборе после малой вечерни перед ракой преподобномученицы Анастасии Римляныни.
(169)