Свидетельство живой жизни Церкви (ко дню памяти священномученика Александра)

Обследование реставраторами фрагмента фелони священномученика Александра

19 сентября 2017 года в городе Краснодаре на Всесвятском кладбище состоялось историческое событие: обретение мощей священномученика Александра Флегинского, прославленного Священным Синодом несколькими месяцами ранее. Подлинное облачение святого, а также другие предметы из захоронения сегодня реставрируются специалистами при участии Церковно-исторического кабинета Екатеринодарской семинарии. О процессе сохранения святыни — читайте в настоящем материале. 

Священномученик Александр Флегинский, пресвитер Георгие-Афипский, родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Яковлевича и Александры Дионисиевны.

В 1883 году он окончил Ставропольскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году Александр был рукоположен в сан диакона и определен к храму святого мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году  был переведен в станицу Красногорскую.

Помимо приходских трудов отец Александр принимал активное участие в епархиальной жизни и был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества, являвшегося первым церковно-научным учреждением на Северном Кавказе.

4 февраля 1908 года уже в сане священника он был переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. При отступлении красного гарнизона из станицы 24 марта (6 апреля) 1918 года принял мученическую смерть.

Согласно историческим свидетельствам, отпевание и захоронение священномученика Александра состоялось только через шесть месяцев после его мученической кончины. Все это время истерзанное тело святого лежало брошенным за станицей, присыпанное ветвями и небольшим количеством земли. После нахождения останков святого страдальца было принято решение о захоронении тела вместе с землей, так как невозможно было извлечь останки неповрежденными.

По древней традиции, следуя «чину отпевания священнического», отец Александр был погребен в священническом облачении – фелони, епитрахили и подризнике. На его лице находился широкий плат – воздух, в руках на груди – малое богослужебное Евангелие в металлическом окладе, на котором лежал текст разрешительной молитвы.

После захоронения в 1918 году на Всесвятском кладбище священные одежды и предметы, положенные вместе со святыми останками в деревянный гроб, подверглись естественному воздействию микроорганизмов почвы. Также была повреждена часть самого каменного склепа, что привело к регулярному попаданию грунтовых вод. Все это под действием температурных перепадов пагубно сказалось на состоянии священных одежд и предметов.

После обретения святых мощей 19 сентября 2017 года священные артефакты были переданы в хранилище Церковно-исторического кабинета Екатеринодарской духовной семинарии.

После первичного осмотра и консультаций со специалистами-реставраторами было принято решение начать подготовительные мероприятия к реставрационным работам: поиск химических реагентов, закупка необходимых инструментов и подготовка помещения под реставрацию. Реставрация ткани – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов. Первичная обработка – механическая очистка от земли, частиц дерева и растений, а также иных загрязнений. При этом хрупкость ткани не позволяет сделать это ничем другим, как только мягкой кистью, в противном случае происходит повреждение ткани. Процесс осложняется сгибами ткани, которые на данном этапе невозможно выправить.

После механической следует первичная химическая очистка, после которой идет пропитка ткани противогрибковыми реагентами, причем процесс борьбы с грибком может повторяться несколько раз. Параллельно с данным этапом следует первый шаг к непосредственной консервации – сохранению материала ткани от вредящих ему микроорганизмов и придание эластичности, благодаря которой ткань перестает разрушаться от любого прикосновения.

Изучение подризника святого в Церковно-историческом кабинете Екатеринодарской духовной семинарии

Цвет ткани претерпел значительные изменения: красная парча фелони и епитрахили приобрела желтый оттенок, так что на первый взгляд кажется желтой или золотистой изначально. Красный шелк хоть и не переменил своего оттенка, местами заметно выцвел, а окантовка из золотной нити (это шёлковая или льняная нить, обвитая серебряной или позолоченной проволокой) под действием влаги окислилась и разрушилась почти полностью, что отмечено темно-синими и зелеными пятнами в местах соприкосновения ткани с металлом.

Металлический оклад Евангелия подлежит реставрации, но к одной из створок прикипел текст разрешительной молитвы, который в случае работы с металлом полностью погибнет. Бумажная часть книги восстановлению не подлежит, так как листы между собой слиплись в блок, при любом взаимодействии с которым происходит разлом или скол значительной части слипшихся страниц.

Нательный крест сохранился лишь наполовину, но и состояние сохраненной части вызывает опасение – металл по всей поверхности окислен, деформировано основание изделия, наблюдаются сквозные зияния.

Помимо предметов особое место занимает газетный лист, который лежал в малодоступном для воды месте. Им были обёрнуты волосы с головы, которые практически не повредились. Воздух, которым было покрыто лицо мученика, имеет характерные вмятины, предположительно от контуров черепа. На всем протяжении тыльной стороны ткани воздуха наблюдались частично фрагменты ресниц, частично – бороды.

Реставрация – не только трудоемкий, но и творческий процесс. У каждого специалиста свои методы, подходы и профессиональные секреты.

Все реставрационные работы проходили с участием сотрудников и студентов семинарии, которые несут послушание в Церковно-историческом кабинете.

Опыт работы с такими ценными и значимыми предметами, которые без преувеличения можно назвать святынями, обогатил ребят-студентов не только внешними компетенциями в области хранения и восстановления древностей, но и глубоким внутренним чувством причастности и близости к святыне.

Те святыни, которые Господь подает нам в память о подвигах святых, их жизни, страданиях или мученической кончине, достойны самого бережного отношения и трепетного почитания. Церковно-исторический кабинет заботится и оберегает святыни, связанные с церковной историей Кубанской земли, сохраняя ее духовное наследие.

Конечная цель реставрации облачений и других священных предметов – приведение его в состояние, которое позволит выставить облачение в экспозиционном зале музея Екатеринодарской духовной семинарии. Для того чтобы все православные Кубани могли стать свидетелями живой жизни Церкви.

Петр ГОРИН,

студент Екатеринодарской духовной семинарии

Материал опубликован: Православный голос Кубани. 2019. Февраль.

(76)

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *